История, доступная для всех
Идея устроить в Тольятти, на родине "Автоваза", фестиваль, посвященный ретротехнике, пришла в голову местным любителям в 2020-м — в год 50-летия первого автомобиля, сошедшего с конвейера Волжского автозавода. В планы внесла коррективы пандемия, но уже в 2021 году первый праздник ретротехники состоялся.
Один из идейных вдохновителей, председатель правления клуба LADA History Сергей Чепцов вспоминает, что начиналось все на энтузиазме и в первый год любители техники и коллекционеры представили меньше сотни машин. Тогда же заложили традицию проводить заезд на ретроавтомобилях по улицам Тольятти. В этом году фестиваль стал масштабнее, он заручился поддержкой региональных властей и реализуется в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
© Дарья Малеева/?ТАССРалли "Тольятти-60" — ключевое событие IV ретрофестиваля "Жигули". Квест по улицам Автограда преодолели 28 экипажей на автомобилях старше 30 лет, при этом сохранивших заводской конструктив, и в отдельном зачете — машины моложе 2004 года и совсем новые "Лада Веста".
За рулем и на штурманских местах — ретроводы не только из Тольятти и Самары, но и из городов Поволжья, Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Старт заезда, что символично, — от вазовской "высотки" в день рождения завода, 20 июля. На дистанцию вышли, что тоже предсказуемо, преимущественно машины ВАЗ, но не только. Среди образцов отечественного автопрома были еще и ГАЗы, среди иномарок — Mercedes-Benz, Toyota, BMW.
"Если посмотреть ретрофестивали 20–30 лет назад, то там были сплошные иномарки, сейчас же это единичные, редкие образцы. В последние годы растет интерес к отечественной исторической технике, к пониманию исторического и технического наследия нашей страны. Люди покупают исторические автомобили, восстанавливают, приводят в порядок, и возникла потребность встречаться, проводить мероприятия", — рассказал Сергей Чепцов.
Быть живыми, а не просто экспонатами
Самым старшим участником заезда стала "Волжаночка", как назвали ее на старте, — ГАЗ-12?ЗИМ 1956 года выпуска под управлением тольяттинских ретроводов. Одна из самых "юных" машин ралли — "Веста" 2021 года выпуска под управлением женского экипажа из Москвы. За рулем — автоэнтузиаст, организатор соревнований "Байкальская миля", "Балтийская миля" и "Жигулевская миля" Елена Кузнецова.
Один из 3,5 тыс. кабриолетов на базе автомобиля ВАЗ, выпущенных с 1989 по 1993 год немецкой компанией Bohse, выехал на ралли под управлением своего владельца Олега Богатырева. Машину он приобрел, восстановленную лишь частично, поэтому доводил до идеала аппарат уже сам, вернув ему оригинальную комплектацию. На этой машине Олег участвует в ретровыставках в разных городах, а также проводит досуг с семьей. В работе на восстановлении у него еще один подобный экземпляр.
Олег Богатырев и его кабриолет на базе автомобиля ВАЗ© Дарья Малеева/?ТАССИгорь Абрамов приехал на ралли из Пензы на ВАЗ-2103?1981 года выпуска. Благодаря работе мастеров — любителей исторических авто "тройка" выглядит так, будто только что сошла с конвейера. Все "родное" и внутри машины — двигатель, подвеска, даже колеса.
"Мотор работает идеально, так что 300 с лишним километров прошли влегкую, с крейсерской скоростью 90 км/ч. Если ехать быстрее, то начинается вибрация, так что рисковать не стоит, все-таки старушечка", — ласково говорит он о машине. В тольяттинском ралли Игорь уже участвовал в прошлом году и показал хороший результат. Перед стартом нынешнего заезда, будучи штурманом, он внимательно изучает бумажные карты, — на ралли не используют навигаторы, а рассчитывают маршрут по старинке.
Игорь Абрамов и его ВАЗ-2103 1981 года© Дарья Малеева/?ТАССЭффектно выехал на ралли ГАЗ-2413 — санитарный автомобиль 1992 года выпуска. Павел Шипицын из Чебоксар вместе с супругой на позиции штурмана в советских медицинских халатах и колпаках вызвали восторг публики. Для Павла это ралли первое, но главное для него в ретрофестивале — общение со старыми и новыми знакомыми и единомышленниками.
Санитарный ГАЗ-2413 1992 года© Дарья Малеева/?ТАССУчастник всех ретрофестивалей "Жигули" Марат Яруллин приехал из Москвы. Если в предыдущие годы он участвовал в ралли на американце Ford Mustang и на вазовской "тройке", то в этом году ретровод стартовал на "Ниве" раннего выпуска — 1977 года. "Машина неубиваемая, может 15–20 лет работать, и ничего не требуется: заправил, завел, поехал. Когда мы ее приобрели, мы полностью ее разобрали, заменили детали, покрасили, восстановили. Хром нашли того же года выпуска, он еще с патиной. Главное, чтобы автомобиль продолжал жить, — не просто стоял в музее, а был участником дорожного движения", — отметил Яруллин.
Марат Яруллин на "Ниве" 1977 года© Дарья Малеева/?ТАССПосле преодоления 100-километрового маршрута с испытаниями в пути, среди которых слалом, где пилотам нужно продемонстрировать техничность и скорость прохождения виражей, экипажи прибыли на площадку Паркового комплекса имени Сахарова, где в полном разгаре шла основная программа фестиваля.
Back in USSR
С первых шагов на фестивальной площадке возникало ощущение приоткрывшегося портала в советское прошлое. Приветствуя по громкоговорителю гостей праздника, по главной аллее проехали милиционеры на мотоцикле с коляской. Рядом расположили пост ГАИ, где инспектор выписывал всем желающим талоны-предупреждения — такой документ раньше прилагали к удостоверению водителя, нарушившего правила, а сейчас выдавали как сувенир.
Красные флаги, транспаранты и стенды эмоционально возвращали в СССР. Мило смотрелись молодые люди в пионерских галстуках, которые на фоне стенда "1 мая" приглашали желающих попрыгать в классики. На проигрывателе рядом крутилась бобина, воспроизводя хиты популярных в 70–80-е иностранных исполнителей, доходившие до советских слушателей, несмотря на железный занавес: Kiss, Smokie и других.
Автомобиль и мотоцикл ГАИ образца 1970-х годов© Дарья Малеева/?ТАССНостальгическую атмосферу создавали не только наполнение и оформление экспозиции, декорации и фотозоны в виде типичных интерьеров квартир времен СССР, но и направленность развлекательных мероприятий. Гостям фестиваля предложили ретропикник с блюдами из "Книги о вкусной и здоровой пище", детям — игры в классики, "пять камушков", "резиночки" и площадку с мастер-классами от журнала "Мурзилка", любителям авторской песни — полянку у озера в стилистике Грушинского фестиваля, молодежи — диджей-сет из треков прошлых лет. Посетители лектория узнали о становлении Автограда и развитии производства машин. На сцене проходил показ мод в стиле 70–80-х, выступили музыкальные группы, в том числе с каверами на советские шлягеры. И все это — в окружении ретротехники.
Пожалуй, одним из самых ярких моментов программы стало выступление автокаскадеров из команды "Тольятти Трюк". Проезд на двух колесах, дрифт и экстремальная парковка в гараж — лишь некоторые образцы высшего пилотажа, за которыми наблюдали удивленные зрители.
Мостик в будущее проложили, представив на фестивале вазовскую новинку — модель "Аура", в которой даже можно было посидеть.
Атмосферу советского времени передали "на позитиве", с его в чем-то наивной простотой и романтическими мечтаниями молодости. Такие юные романтики когда-то приходили на заводы и собирали первые автомобили. Сейчас те из них, которые попали в заботливые руки коллекционеров, доехали и стали "живыми" экспонатами выставки ретротехники. Современное поколение может относиться к ним по-разному, но равнодушными эти машины не оставили никого.
Владимир Гулевский приехал в Тольятти в командировку из Таганрога и не смог не посетить ретрофестиваль "Жигули". Он рассказал, что дома ездит на "Весте", которую купил, "потому что нравится", а на фестивале смог протестировать еще и "Ауру". "Я рожден в Советском Союзе и здесь вспомнил, что такое "Запорожец", посмотрел на "Чайку", увидел "Москвич" в кузове универсал", — поделился он впечатлениями и от ретротехники. Впечатлен Владимир и увиденным Rolls Royce Silver Eagle, "которых в мире всего 430 штук!".
Не реставраторы, а любители
Те, кто помоложе, восхищался энтузиазмом коллекционеров, а представители старшего поколения рассказывали, как своими руками восстанавливают и бережно хранят автомобили, ставшие живой историей.
Одним из участников выставки, собравшим вокруг себя множество желающих рассмотреть поближе и сделать фото на память, стал "Москвич-423" 1959 года выпуска. Александр Цмейрик 20 лет назад на этой машине переехал вместе с семьей из Узбекистана в Тольятти, преодолев 2 700 км за три дня. Этот автомобиль принадлежал деду Александра и стал памятью и семейной реликвией.
"Москвич-423" 1959 года (слева)© Дарья Малеева/?ТАСС"Эта машина — часть жизни. Стараемся поддерживать ее в оригинальном состоянии, если появляются дефекты, устраняем, обрабатываем от ржавчины, смазываем, чтобы служила как можно дольше. Это автомобиль выходного дня, но иногда я езжу на нем даже на работу. Когда жарко, в нем лучше, чем в современных, — вентиляция хорошая. Современных машин много, а эти более яркие на дорогах, а если их хорошо восстановить, то выглядят как новые", — отмечает Александр.
Игорь Гаврилов из Самары тоже отреставрировал и чтит как семейную реликвию "копейку" своего отца, которую тот купил по распределению в 1974 году. Машина много лет была "рабочей лошадкой", но затем Игорь решил вернуть ей первозданный облик и исправное техническое состояние.
Игорь Гаврилов в своей "Копейке"© Дарья Малеева/?ТАССС тех пор он с удовольствием совершает выезды за рулем ретроавтомобиля, участвует в автопробегах и, конечно, во всех фестивалях "Жигули". В этом году принял участие в автомногоборье — комплексе заданий, среди которых проезд заданных фигур на картодроме, замена на время колеса и накачивание его "на глаз" старым насосом, конкурс — кто дальше кинет покрышку и экзамен на знание ПДД и истории советского автопрома.
"С удовольствием приезжаю в Тольятти своим ходом, мне приятно прокатиться по его широким улицам. Жители Тольятти любят свои "Жигули" — неважно, старая или новая модель. Когда я еду за рулем этой машины, очень поднимает настроение то, что мне сигналят, показывают большой палец вверх, меня фотографируют. В Самаре совершенно не так, там тебя воспринимают как нищего, который едет на старой машине", — поделился эмоциями Игорь Гаврилов.
ВАЗ-2101 ("Копейка")© Дарья Малеева/?ТАССНо все же большинство восхищается мастерством любителей техники, которые скромно предпочитают не называть себя реставраторами.
"Машины почтенного возраста, но в таком отличном состоянии! Я благодарила владельцев за то, что они так любят свою технику и сохранили ее. Ведь такие автомобили от нас все дальше и дальше. Мы сами ездим на вазовской машине, но современной, а ретро — это вообще сказка", — отметила посетительница фестиваля Алла Писяева. Она пришла на праздник с мужем и дочерью, чтобы провести семейный выходной.
"Хорошо, что есть такие мероприятия, это наша история. Восхищает то, что есть люди, которые занимаются ретромашинами, сохраняют традиции", — отметила участница ретродефиле Ирина Булгакова.
Ретротехника как связь поколений
Есть среди любителей ретротехники и довольно молодые люди. Денис Аришин увлекается историческими американскими автомобилями General Motors и владеет двумя машинами Chevrolet Celebrity 1984 и 1988 годов. Одну из них он уже восстановил, по словам самого Дениса, "с убитого состояния до идеала, перебрав абсолютно каждый элемент, открутив и закрутив обратно каждый болт", и приехал на ней на ретрофестиваль.
Денис Аришин и его Chevrolet Celebrity 1984 года© Дарья Малеева/?ТАСС"Эта "мидл сайз" машина в Америке изначально делалась для рабочего класса, но я не отказываю себе в удовольствии кататься на ней. К ней всегда приковано много взглядов, люди смотрят, останавливаются, а гаишники желают доброго пути", — говорит Аришин.
В самом начале выставочной аллеи гордо расположились рядом два автомобиля, перед которыми многие замирали в почтенном трепете. Это образцы советского "бизнес-класса" — легендарная "Волга" с оленем" ГАЗ-21?1963 года и ГАЗ М-1?1936 года — машина, вселявшая ужас в советских граждан, тот самый "черный воронок", на котором ездили чекисты.
Технику восстановил ретролюбитель Александр Захаров вместе с несколькими единомышленниками. По его словам, в 2000-х все делали на энтузиазме, находя информацию в документах и начавшем формироваться тогда интернете.
Александр Захаров с восстановленными им автомобилями ГАЗ М-1?1936 года и ГАЗ-21 1963 года© Дарья Малеева/?ТАСС"Эмку" пришлось перебрать полностью, собирая буквально по кусочкам, двигатель в итоге пришлось заменить. Машине сделали металлическую крышу, обшили салон кожей и восстановили "блестящий" вид. Всего у Александра с его друзей 12 ретроавтомобилей, среди которых ЗАЗ-965 — "горбатый" "Запорожец", раскрашенный под божью коровку, "Победа-20" с аэрографией на тему боевой славы России и военные "Виллисы", на которых любители участвуют в мероприятиях ко Дню Победы. Всем машинам дают возможность иногда ездить.
"На "Волге" я катаюсь регулярно, мне очень нравится, она мягенькая. Особенно когда стоишь, подгазовываешь, а она покачивается. Люди хорошо реагируют, дорогу уступают, улыбки у всех, и я сам эмоции получаю за рулем, — делится Захаров. — У каждой машины даже запах свой, особенно это чувствуешь, когда в гараж заходишь. Не могу сказать, что для меня это ностальгия, ведь все эти машины старше меня, но это история. Кому-то она нравится, кому-то нет, но я горжусь нашей историей и этими автомобилями!"
Больше 11 тыс. посетителей ретрофестиваля "Жигули" смогли не просто прикоснуться к истории, а почувствовать себя ее частью, выходцами из страны, где десятилетия назад зарождалась техническая слава, и проникнуться уважением к прошлому, чтобы бережнее относиться к настоящему.
Дарья Малеева