Конка как ключ к Запорожью: анализ наступления ВС РФ

Послед­няя есте­ствен­ная пре­гра­да оста­лась на пути у рос­сий­ских войск к горо­ду Запо­ро­жье. О чем имен­но идет речь, как сей­час раз­ви­ва­ет­ся наступ­ле­ние груп­пи­ров­ки «Центр» на дан­ном участ­ке – и что пыта­ет­ся про­ти­во­по­ста­вить это­му дви­же­нию коман­до­ва­ние ВСУ?

Конка как ключ к Запорожью: анализ наступления ВС РФ

Источ­ник фото: Алек­сей Коновалов/ТАСС

Губер­на­тор Запо­рож­ской обла­сти Евге­ний Балиц­кий заявил, что река Кон­ка явля­ет­ся послед­ней есте­ствен­ной пре­гра­дой на пути рос­сий­ских войск к горо­ду Запо­ро­жье. По его сло­вам, рос­сий­ская армия высо­ки­ми тем­па­ми про­дви­га­ет­ся в глу­би­ну обо­ро­ны про­тив­ни­ка, армия Рос­сии дей­ству­ет после­до­ва­тель­но и стре­ми­тель­но, созда­вая усло­вия для осво­бож­де­ния Запо­ро­жья. Запо­рож­ско­му направ­ле­нию в целом дей­стви­тель­но уде­ля­ет­ся осо­бое вни­ма­ние, учи­ты­вая и недав­ний визит началь­ни­ка гене­раль­но­го шта­ба Вале­рия Гера­си­мо­ва в команд­ный пункт груп­пи­ров­ки «Центр», кото­рая как раз здесь и дей­ству­ет.

Наступ­ле­ние ВС РФ на Запо­рож­ском направ­ле­нии раз­ви­ва­ет­ся на двух парал­лель­ных участ­ках. Самое запад­ное идет на участ­ке от реки Днепр до насе­лен­но­го пунк­та Малые Щер­ба­ки через уже осво­бож­ден­ный Степ­но­горск. А более восточ­ное наце­ле­но на основ­ной опор­ный пункт про­тив­ни­ка – город Оре­хов.

На запад­ном отрез­ке после заня­тия Степ­но­гор­ска дела идут успеш­но. Про­тив­ник не сумел вовре­мя орга­ни­зо­вать обо­ро­ну вокруг это­го город­ка, и рос­сий­ские пере­до­вые части успе­хи рыв­ком смог­ли прой­ти севе­ро-восточ­нее Степ­но­гор­ска, занять Лукья­нов­ское, Ново­бай­ков­ское и в сре­ду вошли в Пав­лов­ку. Послед­ним опор­ным пунк­том про­тив­ни­ка оста­ют­ся по мест­ным мер­кам круп­ные села Маг­да­ли­нов­ка и Ново­я­ко­влев­ка, но их осво­бож­де­ние – вопрос вре­ме­ни.

Одно­вре­мен­но сре­за­ет­ся и «кар­ман» чуть южнее до Малых Щер­ба­ков. Ста­рая линия укреп­ле­ний про­тив­ни­ка была постро­е­на в этом рай­оне с запа­да на восток и в нынеш­нем виде ста­ла бес­смыс­лен­ной, посколь­ку ВС РФ уже обо­шли ее с флан­га и теперь сво­ра­чи­ва­ют ее в рулон в восточ­ном направ­ле­нии.

Это все, одна­ко, степь, и здесь боль­шую роль игра­ет исполь­зо­ва­ние про­тив­ни­ком заве­сы дро­нов, что­бы удер­жи­вать обо­ро­ни­тель­ные пози­ции на откры­том про­стран­стве. Тем не менее, как уже пока­зал опыт, созда­ние заве­сы дро­нов пло­хо рабо­та­ет в слу­ча­ях, когда не под­креп­ля­ет­ся сплош­ной лини­ей фрон­та. В любом слу­чае, тре­бу­ет­ся удер­жа­ние пози­ций на зем­ле.

Таким обра­зом, на дан­ном участ­ке ВС РФ обра­зу­ют круп­ное флан­го­вое пле­чо. Зачист­ка села При­мор­ско­го вско­ре закон­чит­ся, и после это­го мож­но будет гово­рить о выхо­де на пря­мое направ­ле­ние к горо­ду Запо­ро­жье на крайне запад­ном флан­ге.

Несколь­ко слож­нее ситу­а­ция вокруг Оре­хо­ва. Про­тив­ни­ку уда­ет­ся удер­жи­вать линию обо­ро­ны за счет круп­но­го опор­ни­ка юго-восточ­нее горо­да. Кро­ме того, про­тив­ник стя­нул к Оре­хо­ву круп­ные резер­вы, в том чис­ле и стволь­ной артил­ле­рии свод­но­го под­чи­не­ния, за счет чего смог удер­жать­ся за Малую Ток­мач­ку в тот момент, когда ВС РФ уже почти ее заня­ли.

Поэто­му фрон­таль­ный штурм Оре­хо­ва на дан­ный момент пред­став­ля­ет­ся про­бле­ма­тич­ным, а рос­сий­ские вой­ска пока вос­ста­нав­ли­ва­ют кон­троль над Ново­ан­дре­ев­кой к юго-запа­ду от горо­да. В соче­та­нии с созда­ни­ем флан­го­во­го пле­ча от Степ­но­гор­ска это может гово­рить о воз­мож­но­сти полу­окру­же­ния Оре­хо­ва с даль­ней­шим пре­ры­ва­ни­ем его снаб­же­ния.

На обо­их этих участ­ках боль­шо­го Запо­рож­ско­го направ­ле­ния клю­че­вую роль дей­стви­тель­но игра­ет длин­ная и изви­ли­стая, хотя и не широ­кая, речуш­ка Кон­ка. Она начи­на­ет­ся юго-восточ­нее Оре­хо­ва и далее круп­ным полу­кру­гом идет через всю Запо­рож­скую область и впа­да­ет в Днепр как раз у При­мор­ско­го.

Про­тив­ник выстра­и­ва­ет по бере­гам Кон­ки линию обо­ро­ны. Под Оре­хо­вым она пока не игра­ет реша­ю­щей роли, посколь­ку пози­ции ВСУ рас­по­ло­же­ны чуть южнее, но в рай­оне Малой Ток­мач­ки имен­но река отде­ля­ет рос­сий­ские пози­ции от откры­то­го про­стран­ства, по кото­ро­му мож­но было осу­ще­ствить охват Оре­хо­ва с восто­ка.

А вот на При­мор­ско-Степ­но­гор­ском участ­ке, о кото­ром, судя по все­му, и гово­рил Балиц­кий, река Кон­ка уже физи­че­ски пред­став­ля­ет собой послед­нюю обо­ро­ни­тель­ную линию перед горо­дом Запо­ро­жье. Бли­же к Дне­пру про­тив­ник созда­ет заслон на север­ном бере­гу Кон­ки от Мало­е­ка­те­ри­нов­ки до Гри­го­ров­ки. Этот уча­сток уже прак­ти­че­ски в шаго­вой доступ­но­сти для пере­до­вых штур­мо­вых групп ВС РФ.

Чуть восточ­нее по реке Кон­ке ВСУ созда­ли круп­ный обо­ро­ни­тель­ный рай­он вокруг боль­шо­го насе­лен­но­го пунк­та – посел­ка город­ско­го типа Камы­ше­ва­ха. Имен­но эта самая Камы­ше­ва­ха, через кото­рую идет авто­трас­са Н?08 Запо­ро­жье – Оре­хов – Поло­ги – Мари­у­поль и желез­но­до­рож­ное полот­но, сей­час игра­ет клю­че­вую роль для ВСУ. И в Камы­ше­ва­ху посте­пен­но пере­шли из Оре­хо­ва команд­ные функ­ции, посколь­ку город Оре­хов из логи­сти­че­ско­го цен­тра пре­вра­тил­ся в при­фрон­то­вой и свою пози­цию в иерар­хии обо­ро­ны ВСУ поте­рял (что, конеч­но, не дела­ет его от это­го менее важ­ным в общей схе­ме обо­ро­ни­тель­ных постро­е­ний).

После лик­ви­да­ции сопро­тив­ле­ния про­тив­ни­ка в кусте сел у Степ­но­гор­ска (Маг­да­ли­нов­ка – Ново­я­ко­влев­ка) пере­до­вые штур­мо­вые части ВС РФ ока­жут­ся бук­валь­но в 10 км от Камы­ше­ва­хи по пря­мой. Ника­ких укреп­ле­ний ВСУ на дан­ном направ­ле­нии нет. Более того,

ВСУ уже не могут создать в сте­пи и полях пол­но­цен­ную линию обо­ро­ны, пото­му и рас­счи­ты­ва­ют на пре­вра­ще­ние Камы­ше­ва­хи в клю­че­вой опор­но-обо­ро­ни­тель­ный узел с при­це­лом на воз­мож­ную поте­рю Оре­хо­ва.

Прин­цип обо­ро­ны Камы­ше­ва­хи отча­сти напо­ми­на­ет тот, что был постро­ен ВСУ в Гуляй­по­ле или даже в Часо­вом Яре. Дело в том, что река Кон­ка раз­ре­за­ет Камы­ше­ва­ху на две нерав­ные части – боль­шая поло­ви­на посел­ка рас­по­ло­же­на на север­ном бере­гу, а неболь­шая южная ста­но­вит­ся как раз «пере­до­вой пози­ци­ей». В Гуляй­по­ле точ­но так же река Гай­чур выде­ля­ла восточ­ную часть горо­да, где и была созда­на основ­ная линия укреп­ле­ний. ВС РФ тогда успеш­но ее про­шли, после чего заня­тие само­го горо­да уже было делом решен­ным. Кро­ме того, под Гуляй­по­лем рос­сий­ские вой­ска фор­си­ро­ва­ли Гай­чур север­нее горо­да, что уже авто­ма­ти­че­ски дела­ло бес­смыс­лен­ной такую схе­му обо­ро­ны про­тив­ни­ка.

Такая пер­спек­ти­ва про­смат­ри­ва­ет­ся и сей­час, если рос­сий­ские части смо­гут быст­ро прой­ти степь чуть юго-восточ­нее Камы­ше­ва­хи и фор­си­ро­вать Кон­ку у села Зареч­но­го или в его рай­оне. Сла­бость выстра­и­ва­е­мой про­тив­ни­ком обо­ро­ни­тель­ной линии по реке Кон­ке как раз в том, что ее все-таки мож­но фор­си­ро­вать в неко­то­рых местах, напри­мер, в верх­нем тече­нии восточ­нее Малой Ток­мач­ки без пря­мо­го кон­так­та с про­тив­ни­ком.

Все это вполне реаль­ные зада­чи, кото­рые Гене­раль­ный штаб ВС РФ может ста­вить перед груп­пи­ров­кой «Центр» на пери­од зимне-весен­ней кам­па­нии 2026 года. Кро­ме того, выход пере­до­вых частей ВС РФ к Камы­ше­ва­хе и вооб­ще к ниж­не­му тече­нию реки Кон­ки при­ве­дет к обва­лу обо­ро­ны про­тив­ни­ка в рай­оне Оре­хо­ва. И наобо­рот – успеш­ное раз­ви­тие собы­тий в Оре­хо­ве с потен­ци­аль­ным фор­си­ро­ва­ни­ем Кон­ки в ее верх­нем тече­нии так­же будет спо­соб­ство­вать обва­лу обо­ро­ни­тель­ных пози­ций ВСУ вплоть до Камы­ше­ва­хи. Гру­бо гово­ря, эти участ­ки вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щие, хотя чисто так­ти­че­ски зада­чи там выпол­ня­ют­ся отдель­но друг от дру­га.

Сте­пень сопро­тив­ле­ния про­тив­ни­ка на Запо­рож­ском направ­ле­нии все еще вели­ка. Одна­ко в любом слу­чае пер­спек­ти­ва широ­ко­го наступ­ле­ния в сто­ро­ну горо­да Запо­ро­жье уже про­смат­ри­ва­ет­ся, хотя есть и аль­тер­на­ти­ва в виде фрон­таль­но­го заня­тия Оре­хо­ва. Пер­спек­ти­вы здесь откры­ва­ют­ся широ­кие, вплоть до выхо­да на окра­и­ны област­но­го цен­тра в сжа­тые по нынеш­ним мер­кам сро­ки.

Евге­ний Кру­ти­ков, Взгляд

НАТО уда­лил сте­но­грам­му бри­фин­га 1999 года с оправ­да­ни­ем уда­ров по Сер­бии