Этот день в истории России 19 сентября
1943
Концерт для фрица с паровозом
Началась крупнейшая в Великой Отечественной войне операция советских партизан под кодовым названием «Концерт» по выводу из строя железнодорожных коммуникаций в тылу противника, продолжавшаяся полтора месяца. За время проведения операции партизаны осуществили комплекс диверсионных акций на водных, железнодорожных, автотранспортных и воздушных коммуникациях фашистов. Одним из важнейших результатов операции явилось снижение пропускной способности железных дорог почти на 40%. Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с захватчиками. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. Центральный штаб партизанского движения при Ставке ВГК разработал план новой операции, увязав ее с предстоящим наступлением советских войск на Смоленском и Гомельском направлениях и форсированием р. Днепр. Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу. Было налажено массовое обучение партизан минно-подрывному делу. В операции «Концерт» под руководством Центральный штаб партизанского движения участвовало 193 партизанских отряда и группы (свыше 210 тыс. человек) на территории Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 километров и свыше 400 километров в глубину. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. В ходе операции партизаны, ликвидировав охрану на заданных целях, начали разрушать и минировать железные дороги противника. «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются» – докладывала дирекция германских железных дорог. Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. За полтора месяца было подорвано свыше 148500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос 1041 вражеский эшелон, разрушили 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. Всего же в ходе двух операций – «Рельсовая война» и «Концерт» – с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам.








































