Этот день в истории России 18 августа

Этот день в истории России 18 августа

1921

Белая лилия

В Москве в семье железнодорожника родилась Лидия Литвяк – будущая летчица-истребитель, Герой Советского Союза. Лидия Владимировна Литвяк – женщина-летчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях, за всю историю боевой авиации. Она рано «заболела» небом и уже в 14 лет пришла в аэроклуб, а через год совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания семилетки Лидия Литвяк училась в машиностроительном техникуме, а затем на курсах геологов и даже участвовала в экспедиции на Крайний Север. Но про авиацию не забыла. В 1940 году она окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов Осоавиахима и устроилась в аэроклуб города Калинина, где вскоре стала одним из лучших инструкторов. К началу Великой Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов – будущих пилотов, а с первых дней войны и сама рвалась на фронт. Окончив курсы усовершенствования летчиков, Лидия осенью 1941 года попала в действующую армию. Тогда было принято решение сформировать три женских авиаполка под руководством легендарной летчицы Марины Расковой. Чтобы попасть туда, Литвяк приписала к своему налету 100 недостающих часов. Ее зачислили в 586-й истребительный авиаполк (ИАП), который участвовал в обороне Саратова. Освоив истребитель ЯК-1, весной 1942 года в небе Саратова Лидия выполнила свои первые боевые вылеты, а вскоре уже имела на своем счету и одну групповую победу – сбитый немецкий бомбардировщик Ju-88. В сентябре того же года она была переведена в 437-й ИАП под Сталинград. Во время своего второго вылета в составе этого полка, Лидия Литвяк сбила два немецких самолета. Именно тогда на капоте ее самолета была нарисована белая лилия, и летчица получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», а «Лилия» стала ее позывным в радиоэфире. После Сталинграда Литвяк служила в отдельном женском звене при штабе дивизии, затем была переведена в 9-й гвардейский Одесский ИАП – своеобразный полк асов: сборную лучших летчиков, а в конце 1942 года – в 296-й ИАП. И везде она не переставала удивлять мужчин-сослуживцев своим мастерством, успешно ведя воздушные бои и сбивая немецкие самолеты. Именно «в небе» Лидия встретила и свою любовь – летчика-истребителя Алексея Саломатина, с которым они, в перерыве между боями, расписались в апреле 1943 года. Однако, счастье было недолгим – вскоре ее муж погиб в бою. Сама Литвяк за время участия в боях трижды была ранена, дважды совершала вынужденную посадку на территории противника, но всегда возвращалась в свой полк и в строй. В конце июля 1943 года на Южном фронте – на рубеже реки Миус шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны. В числе пилотов, сражавшихся здесь, была и Литвяк. 1 августа 1943 года она, совершив три боевых вылета в районе Донецка, лично сбила 2 самолета противника и 1 в группе, а из четвертого вылета командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк не вернулась. Ее самолет был атакован противником, подбит, и больше его никто не видел. Командование срочно организовало ее поиски. Но ни самолета, ни самой летчицы найти не удалось. Как выяснилось позднее – Лидия Литвяк погибла при выполнении боевого задания. Ей был всего 21 год, но за свой недолгий боевой путь она успела стать настоящей легендой, сбив больше всех самолетов среди женщин-пилотов. Всего она совершила 186 боевых вылетов, в которых провела 69 воздушных боев и одержала 16 побед. Сразу же после гибели было подготовило представление ее к званию Героя Советского Союза. Однако, поскольку останков так и не нашли, то оно было отложено. В послевоенные годы однополчане и энтузиасты продолжали вести поиски, но лишь в 1979 году было установлено, что останки Лидии Литвяк захоронены в братской могиле на территории села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области. В 1990 году Лидии Владимировне Литвяк было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.