Этот день в истории России 5 августа

Этот день в истории России 5 августа

1939

Первый в мире таран самолётом наземной цели за два года до подвига Гастелло

В разгар советско-японского конфликта, в ходе боевых действий на реке Халхин-Гол советский лётчик, батальонный комиссар 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Михаил Анисимович Ююкин (1911—1939) совершил первый в истории авиации таран наземной цели. В этот день экипаж Михаила Ююкина на самолёте СБ в составе группы проводил бомбометание по тыловым позициям японской армии в районе города Халун-Аршан. Уже после окончания бомбометания левый двигатель его самолёта был поражён огнём зенитной артиллерии. Ююкин попытался скольжением вправо сбить пламя. Поняв, что самолёт теряет высоту и до линии фронта, а это примерно 20-30 километров, не долетит, он приказал экипажу – стрелку-радисту Петру Разбойникову и штурману Александру Морковкину покинуть самолёт и направил горящий бомбардировщик в скопление японских войск. Александр Морковкин успел прыгнуть с парашютом и, счастливо избежав пленения, через сутки вернулся в расположение части. Михаил Ююкин и Петр Разбойников погибли. Газета «Сталинский сокол» в августовском выпуске 1939 года так описывает эти события:

«Советские бомбардировщики выходили на цель. Кругом рвались шрапнели вражеской зенитки. Клочья черного дыма ложились то ниже, то выше самолетов. Вот сбросил бомбы на врага командир Бурмистров. Следом за ним вышел на цель комиссар Ююкин. Смертельный груз сброшен. Левым разворотом комиссар отводит свою машину, чтобы уступить место другим. В это время у его левого мотора раздался взрыв и брызнуло яркое пламя: прямое попадание шального снаряда зенитки. Комиссар принимает решение: чтобы сбить огонь, он делает скольжение вправо, лётчик даёт время своему экипажу приготовиться к прыжку. Стрелок тов. Разбойников – один из лучших людей части – сбрасывает маску и поднимается с места, но, увидев, что самолёт над территорией врага, садится обратно. На соседних самолётах товарищи видели, как комиссар железной рукой развернул горящий самолёт и резким пикированием направил его в самую гущу скопления противника».

Ещё перед отбытием в полк, находясь проездом в Москве, Михаил Анисимович записал в свой личный дневник:

«Сейчас ночь. По радио с Красной площади передали бой кремлёвских часов, а перед этим было слышно, как шумела великая площадь. Буду я слышать эти родные звуки и там, в далёких степях. Это живёт, это трудится родная моя столица. Рыцарские клятвы, конечно, ни к чему, но в одиночестве сейчас размечтался – захотелось кому-то на прощание сказать только одно: товарищ Ююкин перед лицом родной страны выполнит свой долг. Выполнит так, как подобает его выполнить комиссару, коммунисту, советскому лётчику».

А в своём последнем письме жене Михаил Ююкин писал:

«Таня, конечно, ты как жена беспокоишься, но убедительно прошу – не беспокойся обо мне. Знай, что твой друг, если всё будет в порядке, вернётся, а если нет, то погибнет не трусом, а героем».

В августе 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за героизм и образцовое выполнение боевого задания командир корабля, батальонный комиссар Михаил Ююкин был награждён орденом Ленина, а члены его экипажа штурман старший лейтенант Александр Морковкин и стрелок-радист старшина Петр Разбойников – отмечены орденами Красного Знамени. Кстати, в то же время и в том же полку на Халхин-Голе служил и Николай Гастелло, который позже, в годы Великой Отечественной войны, повторил подвиг Ююкина.

На фото: Михаил Анисимович Ююкин и бомбардировщик СБ