Татьяна "Чита?" Винник: Сожгла на СВО легкие, лишилась почки, осколки в теле, но главное - спасала ребят

17 июля 2025, 09:13
Татьяна "Чита?" Винник: Сожгла на СВО легкие, лишилась почки, осколки в теле, но главное - спасала ребятТатьяна "Чита?" Винник: Сожгла на СВО легкие, лишилась почки, осколки в теле, но главное - спасала ребят

Военно-полевой врач Татьяна Винник (позывной "Чита?") рассказала изданию Украина.ру, почему на момент освобождения Мелитополя в 2022 году, будучи гражданкой Украины, она вместе с мужем пошла воевать за Россию

-Татьяна, как вы с мужем, граждане Украины, проживавшие на ее территории, когда началась СВО, решили присоединиться к российской армии и принять участие в Специальной военной операции?

- В начале СВО я проживала в городе Мелитополе, в Запорожской области. Когда началась сама СВО, мне позвонили наши ребята и попросили помощи, и так все и началось.

- Знаю, что у вас отец был советским летчиком? Правильно, что вы дочь советского офицера?

- Да, отец у меня был майором, летчиком еще в советской армии. Умер он уже давно, только развалился СССР. Похоронен тут же, в Мелитополе, и поэтому мы тут и остались. Сами мы из Забайкальского края.

- И вот вы решили пойти вместе с мужем, как я понял, воевать. И какие были ваши дальнейшие действия?

- Поначалу я спасала раненых. Муж был тут, при Народной милиции: обеспечивал правопорядок, а также задержание террористов и диверсантов. Потом, в 23-м году мы подписали контракт и ушли на СВО.

- Куда вступили?

- В добровольческое подразделение. Работали в Херсонской области. Работали с ранеными: эвакуация и стабилизация. Спасали ребят. Муж, поскольку работа у него снайперская, был в группе прикрытия эвакуационной бригады.

-А он снайпер почему? Потому что он служил в армии до этого, правильно я понимаю?

- Потому что, да, он, во-первых, 16 лет работал в группе быстрого реагирования, навыки у него есть. Мечтал с детства быть снайпером, поэтому и снайпер. Он, когда был на службе в армии, охранял разного рода объекты в Одесском военном округе. А потом перешел на службу в милицию, и 16 лет там отработал в группе быстрого реагирования.

- Были у вас контузии и ранения за это время?

- Были и ранения, и контузии. В основном это были сбросы с тяжелого украинского дрона "Баба-Яга". Наблюдаем однажды за сектором. Летит "Баба-Яга", на ней 120-я мина, дрон зависает над нами и сбрасывает мину. Когда возле тебя прилетает 120-я мина, у тебя зачастую развивается баротравма - по-человеческиьэто называется контузией. В итоге ты либо на месте капаешься, либо совсем тяжелый уезжаешь в госпиталь.

Поскольку у нас, как обычно, на фронте медиков не хватает, и очень бы хотелось, чтобы туда приходило больше квалифицированного медицинского персонала, зачастую ты просто не эвакуируешься, а остаешься с ребятами. Просто ребят все равно гораздо больше жаль, чем себя.

- Вы не эвакуировались, а оставались?

- Эвакуировалась я только в тяжелых случаях, и то ненадолго, возвращалась назад. Например, когда меня ранило в ноги. Обе сейчас целы и на месте, слава Богу. Но ноги, это не так страшно. Больше боялась, чтобы в руки не ранило. На ноги протез надел в крайнем случае да и пошел. А руки медик без рук, это уже не медик.

Правда, пару органов нет и еще куча осколков в теле, а так все нормально.

- А каких органов нет?

- Легкого нет и одной почки. Легкие "доблестный" желтый фосфор попалил. Фосфорные снаряды прилетели. Когда эвакуировали бойцов, я и мой напарник, позывной "Борщ", надышались им. У него полегче, а у меня, видать, может, на тот момент уже износ организма был: одно легкое на 30% работает, другое - на 70%. Легкие поражены.

- А как вы почку потеряли?

- Оказывала помощь, а тут сброс с дрона, прилет. Был бронежилет, но мы стояли над раненым, и так получилось, что залетело снизу, и по траектории попало четко в почку. Я еще даже не на контракте была, просто помогала. На контракт не берут с украинским паспортом.

- А вам дали потом ветеранское удостоверение?

-Да, у меня есть удостоверение ветерана боевых действий.

- А за ранение выплаты вам сделали?

- За ранение выплаты надо было оформлять, а не просто подлечиваться. Да мы не претендуем на это. Самое главное, чтобы ребята наши живые были.

- А инвалидность получили?

- Нет. Я сейчас восстанавливаюсь после работы все-таки два с половиной года на контрактах. Хочу немножко отдохнуть. Да и семейное положение у меня... За детьми смотрела моя мать, но она умерла. Вот сейчас решаем вопрос: кто будет с детьми, потому что ребенок маленький, 11 лет. Саму дома не оставишь.

- Муж продолжает воевать или тоже вместе с вами?

- Нет, мы все вместе, на гражданке работаем. Центр военно-спортивного воспитания молодежи "Воин". Тренируем наших ребят.

-А боевые награды у вас есть?

- Да, медаль "За спасение погибавших". Ездила в этом году, в феврале, в Москву на вручение, получила награду за спасение ребят.

- А почему вы взяли себе позывной "Чита"? Так же звали шипанзе в фильме о Тарзане.

- Нет-нет, Чита - это шимпанзе, а я - Чита, город Чита. Это Байкальский край, тайга. Я оттуда родом, поэтому командир дал мне такой позывной.

- Какой-то прикольный случай, который с вами произошел на фронте, расскажите.

- Про раненых могу рассказать. С ними вечно какие-нибудь прикольные случаи происходят. Могу рассказать про отчаянного бойца, который по всем медицинским показания в общем, его жизнь была под сомнением. К нам, в ППД (пункт постоянной дислокации - Ред.), прилетело; сортировали раненных мы вдвоем с "Кипишем". На нас было 400 бойцов. Очень много.

У парня были множественные осколочные минно-взрывные ранения: и живот, и легкие, и ноги, и руки. В общем, там была "красивая" картина. Поскольку он был тяжелый, оставили его на потом и оказывали помощь другим. Но парень был не промах. Схватив меня за руку, сказал: я сегодня не умру. Я опешила немного, спрашиваю: это с чего ты так решил? Он отвечает: так я ж не могу умереть, у меня жена сегодня на кесарево, я должен ей в 11 часов позвонить.

У парня был стимул жить, потому что жена у него сегодня рожает, и он обещал позвонить ей после кесарева. Он не позвонил, но жив остался, позвонил врач, узнал о состоянии ребенка мамы, объяснил, что все нормально. Парень остался жить, до сих пор общаемся. Хороший у него ребятенок. Позывной у парня "Гном".

- Гном? Он что, маленький?

- Нет, 2,20 ростом. Еще одна прикольная история. Бежит ко мне боец, кричит: мне руку оторвало. Я смотрю на него, говорю: в смысле тебе ее оторвало, если у тебя руки на месте, а он, кипишной мальчишка, говорит: ты что, не видишь, что у меня руки нет? Я: ну так ты покажи, где нет. Он: я туда не буду смотреть. Я говорю: да нет, посмотри, давай, ты мне поможешь? Спрашиваю: подержишь? Он: да. А, ну вот, рука на месте, а мы орали, что нам руку оторвало. Было касательное ранение руки, а он подумал, что ему руку оторвало. Ну, бывают и такие у нас парни.

Был боец, у него вся челюсть была разворочена. Фильм "Чужой" видели, приблизительно вот так. При этом парень героически мне помогал загружать раненых в "буханочку". "Я тебе помогу, а потом уже я". Вот такие у нас есть отчаянные парни.

Была грустная история, когда мы с бойцами эвакуировали маленькую девочку, 8 лет, без двух ножек, гражданскую. Прилетел HIMERS, девочки ножки оторвало. И наш боец героически бежал ко мне с этим детенышем. Оказал первую медицинскую помощь: наложил жгут и бежал с ней почти 5 километров ко мне.

- Кошмар. Спасли девочку, да?

- Да, девочка все нормально, восстанавливается, держим с ней связь. С детьми больше проблем с протезами, они же растут. Девочка жива.

Прибегает ко мне как-то боец, говорит: у меня что-то с головой не в порядке, что-то в каску прилетело. Каску снимаем, а там куска черепа нет. Парень нормально разговаривает. Все благополучно, обошлось. Прокапали, стабилизировали, отправили на эвакуацию. Сейчас нормально, вернулся, воюет дальше.

- А что сделали? Пластину поставили там, где куска черепа нет?

- Нет, кусок черепа на месте, там как бы скрутили его, все нормально сделали. Вот у меня у бойца оторвало руку-ногу, запротезировали, вернулся, парень дальше воюет. Кисть ему ампутировали, а ногу - нижняя третья голени. Запротезировали, вернулся, парень дальше воюет. Поставили ему хороший беговой протез, у него кисть на левой руке ампутирована, все нормально. Он дальше продолжает служить штурмовиком. Не захотел уходить. Сказал, пока не закончатся боевые действия, пока все не освободим, буду воевать.

Много есть парней, которые воюют на протезах. Парень воюет с двумя ногами на протезе. Он, правда, оператор БПЛА, но тоже воюет. У него высокая ампутация, бедра нет. Коленного сустава нет, но все равно парни возвращаются, воюют. Много таких случаев. У нас даже девушка-штурмовик воюет на протезе. У нее нет ноги, ампутация выше колена. Вот поставили протез, и она воюет. Правда, переучилась на оператора БПЛА. И продолжает дальше пребывать в строю.

О том, как воевал в Нью-Йорке журналисту Александру Чаленко рас сказал боец с позывным "Лейтенант": "В 23-м сбил "Бабу-Ягу" и получил медаль "За отвагу", в 24-м чуть не погиб от БПЛА"

Источник: Украина.ру

Популярные новости за сутки

Больше новостей на News-zp.ru