Максим Зубарев: В 2008 году Китай запустил проект создания пассажирского самолета Comac C919

В 2008 году Китай запустил проект создания пассажирского самолета Comac C919. Первый полет был осуществлен 5 мая 2017 года, сертификат на эксплуатацию, от управление гражданской авиации, был получен 29 сентября 2022 года.

Сейчас Китай эксплуатирует 17 таких самолетов. Однако по мере обострения торговой войны между США и Китаем, зависимость C919 от американских поставщиков может поставить под вопрос его дальнейшее производство и эксплуатацию. По состоянию на 2021 год, около 40% компонентов C919 поставлялись иностранными производителями, исключительно из США и Европы. Двигатели LEAP-1C у него французские.

Однако даже детали произведенные в Китае были от совместных предприятий с западными фирмами. Это значит, что Запад в состоянии застопорить его производство в любой момент. Дональд Трамп вполне может это сделать, так как Китай отправил обратно в США часть уже купленных Боингов.

Аналогичный российский узкофюзеляжный самолет МС-21 разрабатывался с 2007 года, его первый полет был 28 мая 2017 года. После введения санкций США в 2018 году против «АэроКомпозита», началась замена 54 элементов самолета (включая авионику, топливную систему, гидравлику, кресла пилотов и элементы интерьера).

Затем заменили двигатели Pratt & Whitney на пермские ПД-14. Сейчас происходит полная локализация производства и в конце 2025 года опытный МС-21-310 должен подняться в небо. Скоро Россия станет единственной страной в мире с полной локализацией производства пассажирского самолета. Так как Boeing 737, Airbus A320 и даже Bombardier делаются в значительной кооперации с другими странами.

Максим Зубарев: В 2008 году Китай запустил проект создания пассажирского самолета Comac C919