Этот день в истории России 5 февраля

1924

В городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) родился Александр Матвеевич Матросов, Герой Советского Союза

1926

В поезде Москва – Рига на территории Латвии совершено нападение на советских дипломатических курьеров Теодора Нетте и Иоганна Махмасталя. Нетте был убит, Махмасталь тяжело ранен, но нападавшие потеряли двоих человек и были вынуждены отступить. Раненный Махмасталь до последнего охранял купе с дипломатической почтой, не позволяя никому входить, пока поезд не доехал до станции. И только убедившись, что почта доставлена своим, он расслабился и потерял сознание. Оба дипкурьера потом были награждены орденами Красного Знамени. Теодор Нетте, увы, посмертно. Ему было 29 лет. Имя Теодора Нетте больше известно по стихотворению Владимира Маяковского «Товарищу Нетте, пароходу и человеку»:

Мне бы жить и жить,

сквозь годы мчась.

Но в конце хочу -

других желаний нету –

встретить я хочу

мой смертный час

так,

как встретил смерть

товарищ Нетте.

Маяковский был лично знаком с Теодором Нетте и считал его смерть подвигом во имя высоких идеалов, а стихотворение написал после того как увидел в порту Крыма пароход под названием «Теодор Нетте»:

В наших жилах –

кровь, а не водица.

Мы идем

сквозь револьверный лай,

чтобы,

умирая,

воплотиться

в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

В 1970-х на экраны вышел фильм «Красные дипкурьеры», в основу которого легла эта история

День памяти дипломатических курьеров, погибших при исполнении служебных обязанностей

1943

«Дорога Победы» сменила «Дорогу жизни». Начала действовать временная железнодорожная линия Поляны – Шлиссельбург, служившая для доставки грузов в Ленинград. После прорыва блокады появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу «Дорогу жизни». На выполнение задания было отведено всего 20 суток, справились за 17. Её длина составила 33 километра, на ней находилось 3 моста и 3 разъезда. «Дорога Победы» действовала с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944. За этот период по ней было доставлено более 4 миллионов тонн различных грузов. При этом железная дорога проходила на некоторых участках в 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций. После полного снятия блокады Ленинграда дорога утратила значение и была частично разобрана