ЛуАЗ-969: волынский "запорожец"

11.12.2024, 16:04
Читать на сайте News-zp.ru

Среднестатистическому россиянину сочетание ЛуАЗ-969 "Волынь" скорее всего ничего не скажет, а увидев эту игрушечную машинку на улице он сочтёт её самоделкой. Нет, машина вполне серийная, хотя и не слишком распространённая – всего их с 1966 по 2003 год было выпущено менее 200 тысяч, что в масштабах СССР почти ничто (сравните с почти 5 млн "копеек")

Между тем, неказистая машинка творила историю – это был первый советский переднеприводной автомобиль. Да и по своим потребительским качеством он находился вполне на уровне – будучи, по сути, микролитражкой (на "Волынь" ставили мелитопольские двигатели объёмом 0,89, 1,1 и 1,2 л.), он отличался невероятной проходимостью и грузоподъёмностью. Ну и первым гражданским джипом – УАЗы начали поступать на рынок только в конце существования СССР, а "Нива" пошла в серию в 1977 году.

Началось всё с "Запорожца". Точнее с технического задания Научно-исследовательскому автомоторному институту (НАМИ) на разработку трёх моделей автомобилей: четырёхместного "семейного" микроавтомобиля (будущий ЗАЗ-965), двухместного микроавтомобиля для инвалидов и лёгкого грузопассажирского автомобиля.

Последний мыслился, с одной стороны, как армейский "транспортёр переднего края" – малозаметная машина, которая могла использоваться, в первую очередь, как санитарно-эвакуационный транспорт, с другой – как конверсионный гражданский автомобиль для сельских жителей. Удивительно, но в серию сначала пошёл именно второй, а не первый вариант, что для СССР было совершенно не характерно. К разработке был также привлечён Ирбитский мотоциклетный завод, производивший популярные на селе тяжёлые мотоциклы "Урал".

Проект был передан на Запорожский автомобильный завод, где в 1962 году и были разработаны автомобили ЗАЗ-967 (военный) и ЗАЗ-969 (гражданский). В 1964 году было выпущено 50 предсерийных автомобилей.

База и двигатель у них были одинаковые. ЗАЗ-969 был маленьким джипом классической компоновки. ЗАЗ-967 – амфибия, место водителя было справа, причём рулевая колонка с органами управления складывалась, позволяя управлять машиной лёжа, слева же была платформа для перевозки раненого. Кабины у военного варианта не было – только лобовое стекло и брезентовый тент. Зато была гораздо более крупная и мощная лебёдка, предназначенная для подтягивания раненого на плащ-палатке.

ЗАЗ, впрочем, производство не потянул и его перевели в центр Волынской области город Луцк. Там ещё в 1951 году на основе мастерских был создан ремонтный завод, изготовляющий технологическое оборудование и оснастку. В 1955 году он стал авторемонтным, а в 1959 году – машиностроительным.

В 1966 году на ЛуАЗ была выпущена предсерийная партия автомобилей ЗАЗ-969, а 11 декабря 1967 года он стал Луцким автомобильным заводом. Его продукция получила марку ЛуАЗ.

Первым пошёл в серию ЗАЗ-696В, который из-за проблем с поставками от смежников и оказался первым советским переднеприводным – привода на задний мост попросту не оказалось в наличии. Утверждается, что буква "В" в индексе означала "временный". Сама же ориентация на передний привод была обусловлена тем, что силовой агрегат был полностью позаимствован у "горбатого" "Запорожца", только переставлен вперёд. Из-за этого были развёрнуты вентилятор (нагнетающий вместо вытяжного) и коробка передач (первая включается на себя, вторая – от себя). Интересно, что у этой модели был вал отбора мощности, который позволял подключать к двигателю различные сельскохозяйственные агрегаты.

Таких машин, по разным данным, выпустили всего около 5-7 тыс. штук.

Полноприводная модель ЛуАЗ-969 пошла в серию только в 1971 году. В 1975-м появилась модель ЛуАЗ-969А, с более мощным двигателем – на 40, вместо 30, лошадиных сил. Впрочем, до самого конца выпуска низкая мощность двигателя считалась одним из главных недостатков машины, хотя на модели 1990 года ЛуАЗ-1302 "Волынь" (до этого официального имени собственного у машины не было, народ же давал названия самые причудливые – "волынка", "луиза", "чебурашка", "лушарик" и даже "еврейский броневик") она достигла 53 л.с. Это был новый двигатель с водяным охлаждением – такой же ставился на запорожскую "Таврию". Впрочем, у волынских машин удельная мощность составляла 26-33 л.с. на тонну, в то время как у УАЗ-469 – 18-22.

967-я модель начала выпускаться только в 1975-м и поставлялась изначально в ВДВ, потом в мотострелковые части. Шла даже на экспорт – несколько сот ТПК попали на вооружение Национальной народной армии ГДР. В 90-х часть этих машин поступила в продажу и до сих пор кое-где используется как транспорт охотников и рыболовов.

В октябре 1975 года было создано производственное объединение "АвтоЗАЗ", в состав которого вошли Запорожский автомобильный завод, Мелитопольский моторный завод, ЛуАЗ и несколько других предприятий.

Пожалуй, революционным было появление в 1979 году ЛуАЗ-969М, у которого, наконец-то, появился какой-никакой дизайн, тормоза с усилителем и даже… замки в дверях! Всё же первая версия выглядела, как результат адаптации детского конструктора.

Удивительно, но ЛуАЗ, подобно многим другим советским легковым машинам нашёл для себя и зарубежный рынок – эта машинка выпускалась в Италии фирмой Martorelli под названием "Volyn". При этом на неё ставился двигатель Ford объёмом 1,1 л. Итальянские журналисты расшифровывали название производителя как "Little UAZ". Всего с 1984 по 1988 год на экспорт ушло 1700 автомобилей. Некоторое количество машин было собрано во второй половине 90-х из готовых комплектов в России.

Откровенно говоря, претензий к машине было много.

Во-первых, имея отличную проходимость (тем более – с понижающей передней передачей и блокировкой заднего дифференциала) она весьма неуверенно чувствовала себя на дорогах общего пользования – хотя по паспорту максимальная скорость составляла 85 и даже 120 км/ч, на практике машина больше 60 км/ч разгоняется только под уклон и обречена на путешествия в крайнем правом ряду.

Во-вторых, внутреннее оформление было спартанским. Кузов типа фаэтон включал только два полноценных места. В грузовом кузове было ещё две откидных скамейки – пассажиры сидели боком к направлению движения. Полноценной кабины у машины не было – только брезентовый тент с целлулоидными окошками. Ну и, понятно, никакой шумоизоляции.

Правда, вместимость кузова была неплохая – формально машина была рассчитана на 400 кг, но счастливые владельцы уверяли, что она поднимает и 600.

Сказать, что машина была очень дешёвая, нельзя – на 1 января 1991 года новый ЛуАЗ-969 стоил 5100 рублей, столько же, сколько "Таврия", – дороже "Оки" (3,5 тыс.) и "ушастого" ЗАЗ-968 (4 тыс.), но дешевле ВАЗ-2105 (8,3 тыс.).

Так или иначе, "Волынь" конкуренции с импортной продукцией не выдерживала. В 1999 году их было собрано всего 27 штук (на пике производства, в 1990 году, – 16,5 тыс.).

Тем временем завод был куплен концерном "Укрпроминвест" Петра Порошенко (автомобильным направлением в нём занимался ставший позже известным благодаря коррупционному скандалу Олег Свиначук/Гладковский). С того момента завод стал сборочным – на нём производили две модели УАЗов и пять – ВАЗов (о том, что Россия – "страна-агрессор", Порошенко тогда не знал, хотя его критиковали за выбор неодобренных "львовским обкомом" партнёров).

Судя по всему, последний ЛуАЗ-1302 (продвинутая версия ЛуАЗ-969) был выпущен в 2003 году, а в 2006 году была официально прекращена разработка похожего на "Таврию" легкового автомобиля ЛуАЗ-1301. Правда, в 2014 году украинское минобороны задумалось над возобновлением производства в Луцке транспортёра переднего края… Однако, задумалось оно так крепко, что не смогло выйти из этого состояния.

После снятия с производства "лад" завод занялся сборкой автобусов и троллейбусов "Богдан". Успехи завода на этом направлении были довольно значительны – появился даже собственный электробус, но они были в значительной степени связаны с политическим влиянием Порошенко. В феврале 2022 года "Богдан" окончательно обанкротился, цеха луцкого и черкасского автосборочных предприятий были выставлены на продажу.

По очевидным причинам их до сих пор никто не купил, но с лета прошлого года обсуждается возможность возобновления автомобильного производства – на фоне введения в ЕС заградительных пошли против продукции китайского автопрома концерн BYD заинтересовался возможностью приобретения производственной площадки в стране, которая находится в зоне свободной торговли с ЕС.


В тренде

Популярные новости за сутки

декабрь 2024. Каменское, Васильевский р-н, Запорожская область, Россия
декабрь 2024. Каменское, Васильевский р-н, Запорожская область, Россия
Общество
Владимир Рогов: Убит при попытке спасти сына
Владимир Рогов: Убит при попытке спасти сына
Разное
Олег Царёв: Фронтовая сводка 22 декабря
Олег Царёв: Фронтовая сводка 22 декабря
Общество
Спорить о том, что из Украины никто не бежит бессмысленно...Лучше просто один раз увидеть...Народ вывозит своих Детей...16,17,18 лет если повезет
Спорить о том, что из Украины никто не бежит бессмысленно...Лучше просто один раз увидеть...Народ вывозит своих Детей...16,17,18 лет если повезет
Мелитополь
16 лет лишения свободы получил 19-летний студент за госизмену и участие в террористической организации
16 лет лишения свободы получил 19-летний студент за госизмену и участие в террористической организации
Общество
ВСУ обстреляли район установки казаками поклонного креста в Запорожской области
ВСУ обстреляли район установки казаками поклонного креста в Запорожской области
Происшествия
Рогов рассказал о захлебнувшихся в Запорожской области украинских атаках
Рогов рассказал о захлебнувшихся в Запорожской области украинских атаках
Общество
На Запорожье свыше 1 тыс. абонентов остались без света из-за ударов ВСУ
На Запорожье свыше 1 тыс. абонентов остались без света из-за ударов ВСУ
Общество
Зависть. Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала её день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела всё дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка...
Зависть. Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала её день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела всё дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка...
Михайловка
Новый Мелитопольподпишись
Новый Мелитопольподпишись
Мелитополь
Хроники мобилизации 404: Если что-то не нравится то чемодан, вокзал и уезжай отсюда
Хроники мобилизации 404: Если что-то не нравится то чемодан, вокзал и уезжай отсюда
Общество
Минобороны России подтверждает освобождение населённого пункта Сонцовка (Красное) Донецкой Народной республики и населённого пункта Лозовая Харьковской области
Минобороны России подтверждает освобождение населённого пункта Сонцовка (Красное) Донецкой Народной республики и населённого пункта Лозовая Харьковской области
Кирилловка
Больше новостей на News-zp.ru