Польша задумалась, как наладить отношения с Россией: «Украина проиграет, США уйдут, а что делать нам?»
Посмотрите, что пишут об Украине в Польше: «Совершенно неизвестно, не случится ли в Киеве (после того, когда станет ясно, в каком состоянии страна находится после конфликта с Россией) очередного майдана, который приведет к геополитическому развороту по типу Переяславского урегулирования 1654 года, когда запорожские казаки согласились отдать Украину России». Смело? Да нет, реалистично. Просто и в Польше все больше тех, кто понимает, что от «стратегической победы» над Россией остался один «пшик». И надо думать, как жить дальше.
А дальше, полагает автор еженедельника Do Rzeczy, допускающий «пророссийский майдан» в Киеве, Западу придется искать в отношениях с Россией некую модель существования и для начала даже ослабить наложенные на нее санкции. Нет, за автора, Леха Мажевского, не беспокойтесь, за ним не придут, чтобы придушить крамолу в зародыше. Do Rzeczy – издание системное и поддерживает консервативную партию «Порядок и справедливость» нынешнего польского президента Анджея Дуды. Просто «приближается конец нынешней фазы российско-украинского конфликта», поэтому и возникает вопрос: как в этой ситуации будут складываться польско-российские отношения?
Обратите внимание на изящность формулировок – «конец нынешней фазы конфликта». А где же «перемога» Зеленского? Кстати, его имени в публикации вовсе нет. Как нет и «интересов Киева», речь – исключительно об интересах Варшавы. И как же они видятся сегодня?
Во-первых, грядет большой геостратегический передел, утверждает автор публикации. Решающее значение для глобального баланса сил будет иметь исход президентских выборов в США. Победит Камала Харрис - во внешней политике Вашингтона мало что изменится, хотя США «будут уже не в силах сохранять свою гегемонию и начнут постепенно уступать место Китаю до тех пор, пока в какой-то момент центр мира не переместится из Вашингтона в Пекин». Какая безжалостная правда, прямо как бритвой по глазам. Итог? «Эволюционное увядание гегемонии США в Евразии» приведет к возникновению региональных центров силы. И вот тут-то возникает возможность для Варшавы проводить более независимую внешнюю политику, как конкретно – позже.
А если победит Дональд Трамп? Несмотря на то, что польские лидеры с ним всегда ладили, хорошего они ждут мало. Вашингтон сосредоточит свое внимание в первую очередь на том, чтобы помешать Китаю занять место глобального гегемона, постепенно отказываясь от присутствия в Европе. Возможно, допускает автор, это ослабит позиции НАТО на фоне – вот тут повнимательней! –«четкой декларации со стороны США об отсутствии автоматического режима в области применении статьи 5 Вашингтонского договора от 4 сентября 1949 года, что, собственно говоря, и указано в тексте данного документа». Вот почему в Варшаве это разглядели, а в Киеве в упор не видят? Поэтому-то поляки, при всей своей русофобии, пытаются реалистично прикинуть, где в новой конфигурации сил могло бы быть достойное место и им?
Угроза для Польши знаете где? В Евросоюзе. Вернее, в попытке федерализации ЕС, форсируемой Германией при согласии Франции по мере ослабления американской гегемонии. И новое руководство Еврокомиссии будет гнуть эту линию: лишение государств-членов ЕС возможности проводить собственную внешнюю политику, иметь свои армии, определять свой экономический курс и т.д. Польша, бьет тревогу Do Rzeczy, в этом случае становится ничем иным, как протекторатом, чья судьба решается в Брюсселе, а не в Варшаве. В том числе по вопросу «возможной близкой войны с Россией». «Нам лишь предоставят возможность умереть за чужие интересы, - жестко предупреждает автор публикации, - поскольку в ситуации, когда вместо польского государства возникнет некий ЕСовский протекторат, проводить какую-либо собственную, польскую политику будет невозможно».
Вот теперь о том, как Варшава могла бы проводить свою «независимую» политику. Тут опять пронзительное прозрение: «Смысл существования Польши - вовсе не война с Россией, не правы те, кто считает, что без конфликта с Москвой мы якобы перестанем быть собой. Количество трагедий, постигших нас из-за следования такой ложной логике, не счесть». Это точно! Вот, например, как этой логике следовал последний правитель довоенной Польши маршал Рыдз Смиглы, Он говорил: «Если мы проиграем немцам, мы потеряем свободу, если проиграем русским, потеряем душу».
Ключевое слово для независимой политики Варшавы, считет Лех Мажевский, – немецкая Ostpolitik, начатая в конце 1960-х и предполагавшая сотрудничество с СССР, а не только с США, которая привела в итоге к объединению Германии. Почему бы Польше не участвовать в процессе восстановления экономических отношений с Москвой? Да и с Минском надо искать взаимопонимание. И вот такой прогноз: «В результате в нашей части Европы установился бы новый баланс сил. Возможно, США не перестанут поддерживать Украину, чтобы уравновесить влияние России. Кроме того, здесь появился бы Китай как фактор, способствующий балансу сил в четырехугольнике Варшава-Москва-Минск-Киев».
Вот ведь какой разворот: Китай как «внеевропейский центр силы, способный участвовать в принятии решений о судьбе западных окраин Евразии», и Украина, в которой победил «промосковский майдан». И при таком раскладе Польше есть, где защитить свой интерес.