Святослав Игоревич – князь с царскими амбициями
В августе 971 года был подписан мирный договор, который подвёл итог войны Руси с Византией. Князь Святослав Игоревич Храбрый был вынужден отказаться от своих болгарских завоеваний. Весной следующего года он погиб во время возвращения в Киев. Первая попытка Руси выйти на Дунай закончилась неудачей
Знаменитые слова древнерусского великого князя Святослава Игоревича "не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае..." были сказаны в самый разгар его болгарских походов. И если обстоятельства произошедших тогда дунайских сражений более-менее известны, то мотивация этих действий Святослава остаётся загадкой.
Какие-то историки объясняют их логикой "бродячего норманнского викинга" или "настоящего запорожца на киевском престоле". Другие считают, что Святослав стремился к территориальному расширению Древнерусского государства, взятия им под контроль стратегически важной речной артерии.
Однако для "полноты картины" необходимо учитывать процессы, происходившие тогда и в самом Болгарском царстве, его отношения с Византией.
За столетие до первого похода Святослава на Дунай (967 г.) потомок тюркских ханов Борис начал процесс крещения подвластной ему Болгарии. Христианизация ускорила славянизацию данного государства: славянский язык стал преобладать в различных сферах общественной жизни, а славянская или славянизированная знать заняла господствующее положение в политической жизни.
Сын Бориса Симеон I добился для Болгарской церкви автокефалии, а для себя титула царя (т.е. "василевса", императора). В "золотой век" Симеона Болгария стала самым могущественным государством на востоке Европы. Оно контролировало огромные просторы от Карпат до Эгейского моря и от нижнего Днепра до Адриатики. Болгарские переводы христианских текстов являлись источником грамотности для других славянских народов, сделали возможными богослужение на церковно-славянском языке.
Однако Константинополь лишь вынуждено признавал за Болгарией равноправный статус. В борьбе против южного соседа византийцы активно использовали сначала венгров, затем восточных славян и печенегов. Усилившийся натиск кочевников привёл к потере Болгарским царством в первой половине X в. его задунайских владений.
Собственно, с попытки Константинополя наказать строптивых болгар чужими руками и начались дунайские походы Святослава.
Русскому князю были обещаны щедрые дары за нападение на владения болгарского царя Петра. В 967 году в битве при Доростоле (нынешняя Силистра) русская рать сумела победить более многочисленную царскую армию.
Летопись об этом пишет так: "одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце". Локализация последнего является дискуссионной и по сей день. Но скорее всего речь идёт о местности у современного села Нуфэру у Георгиевского гирла Дуная в современной Румынии.
Закрепившись в Подунавье, русский князь заявил о разрыве союзного договора с византийцами. Ряд историков полагают, что план вмешательства в болгарские дела существовал у Святослава ещё до обращения к нему за помощью императора Никифора Фоки. Поэтому то князя не пришлось долго уговаривать, чтобы тот двинул своё воинство на юго-запад.
По крайне мере значительная часть княжеской рати шла в Болгарию сухопутным путём, через простиравшиеся до устьев Днестра и Дуная земель тиверцев. Это славянское племя было подчинено Киеву отцом Святослава – Игорем.
Разгромив во второй раз в 969 году Петра, русский князь вступил в коалицию с новым болгарским царём Борисом II. Примечательно, что Святослав признавал власть Бориса над большей частью Болгарии, непосредственно контролируя лишь Нижнее Подунавье. Рядом с болгарским царём в Преславе между тем находился сильный русский отряд во главе с воеводой Свенельдом. Примечательно и то, что русский князь не стал менять прежние административные органы и даже чиновников, ранее управлявших в завоеванном Подунавье.
Такая политическая конструкция усилила влияние прорусской партии в болгарских элитах. Антивизантийски настроенные болгары воспринимали Святослава как продолжателя курса царя Симеона по сокрушению Константинополя. Благо русский князь не скрывал желания разбить свои шатры у стен византийской столицы.
Культурно-языковое родство русичей и болгар облегчило их взаимодействие в ходе боёв с ромеями. Сами византийцы свидетельствовали, что при обороне взятого ими Преслава в 970 году болгарских воинов пало не меньше, чем русских. А массовый переход болгарской знати на сторону византийцев случился только после падения столицы и блокирования Святослава в Доростоле.
На усиление провизантийской партии русский князь ответил репрессиями. Византийские источники сообщали, что Святослав казнил около трёхсот наиболее родовитых и влиятельных болгарских аристократов, а около двадцати тысяч человек – потенциальных мятежников поместили в темницы.
Ответ на вопрос, к чему стремился Святослав Игоревич в Болгарии кроется в его высказывании, с которого началось данное повествование. Как известно, он пожелал остаться жить и править в Переяславце на Дунае, поскольку "там середина земли моей".
Однако и для Руси, и для Болгарии Нижнее Подунавье являлось окраинным регионом. Вместе с тем в середине X века он был порубежьем, контактной зоной для обеих славянских держав. Соответственно, Подунавье могло рассматриваться великим князем "серединой земли" его, только если под таковой он подразумевал объединённое Болгарско-Русское государство.
Судя по административным действиям, которые предпринимал Святослав в Болгарии такое объединение не должно было стать полным. Да и это вряд ли было возможно, поскольку государства южных и восточных славян находилось на разных стадиях развития. Между тем превращение Святослава в правителя (или соправителя) болгарско-русского государственного союза позволяло повысить статус династии Рюриковичей до царского.
О том, что вопрос титула для первых древнерусских князей был совсем не праздным, свидетельствуют действия Владимира Святославовича через два десятилетия после дунайских походов его отца. Так Владимир-Креститель добивался наделения вновь созданной Русской церкви статусом патриархии, что являлось атрибутом международно значимой державы (царства, по аналогии с Болгарией). Конфликт с Константинополем по этому вопросу, по мнению доктора исторических наук Александра Назаренко, даже обусловил долгое отсутствие в Киеве после крещения Руси митрополита. Князь просто отказывался принимать митрополитов, назначенных константинопольским патриархами.
О царских амбициях сына Святослава свидетельствовал и облик первых русских монет – златников и сребников. На их реверсах князь Владимир изображался в парадном одеянии византийских императоров. На некоторых экземплярах монет над головой монарха красовался нимб, символизировавший святость царской власти.
Как известно, болгарский проект Святослава Игоревича потерпел неудачу и вскоре после эвакуации его дружины с Дуная князь погиб. В 971 году не только фактической власти, но и высшего монаршего титула был лишён фактический соправитель Святослава в Болгарии – царь Борис II. Византийский император Иоанн Цимисхий вынудил того сложить с себя знаки царского достоинства: тиару, багряницу и красные полусапоги.
Пусть и не состоявшись в форме государственного объединения, болгарско-русский союз реализовался в духовной сфере. При крещении Руси князь Владимир настоял на передаче в Киев вывезенного из Болгарии византийцами собрания книг на старославянском языке. "Преславская библиотека" способствовала быстрому распространению грамотности на Руси, позволила славянизировать молодую Русскую церковь.
Вполне возможно, что в память о драматических событиях на Дунае 967-971 годов выразилась в имени, данном внуку Святослава – Борису Владимировичу. По какой-то причине Владимир желал передать великокняжескую власть именно ему – одному из своих младших сыновей. Попытка обойти старших братьев в престолонаследии стоила жизни молодому князю Борису Ростовскому, но благодаря его канонизации необычное для Руси имя Борис попало в святцы и получило широкое распространение.