Эксперты Роскачества рассказали, как не стать жертвой мошенничества со «школьными» выплатами
Эксперты Роскачества рассказали, как не стать жертвой мошенничества со «школьными» выплатами
Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества обнаружили новую схему обмана родителей школьников.
Совсем недавно в Госдуму был внесен законопроект о денежной выплате к началу учебного года. В связи с этим активизировались мошенники и уже начали проворачивать свои схемы обмана.
Новая схема мошенничества
В родительских группах в Telegram и «ВКонтакте» мошенники предлагают потенциальным жертвам перейти по фишинговым ссылкам для получения «выплат к школе». Обычно при переходе по таким ссылкам жертвы заполняют данные банковской карты и номер телефона. Так мошенники получают доступ к онлайн-банку и переводят себе все деньги со счета доверчивых граждан.
Существует и другая, более простая мошенническая схема. Преступники просят оплатить небольшую комиссию, чтобы жертва смогла получить «выплату». В качестве предлога может использоваться оплата юридических услуг, налога или комиссии за перевод.
Важно: На федеральном уровне выплаты на подготовку детей к учебному году в 2024 году не запланированы. А соответствующий законопроект еще только прошел стадию регистрации.
Сергей Кузьменко, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества: «Мы традиционно призываем относиться к любой информации в интернете с недоверием, особенно когда речь идет о всевозможных выплатах. Мошенники успешно используют инфоповоды и, применяя методы социальной инженерии, обманывают своих жертв. Чтобы не попасться на уловки мошенников, важно сохранять бдительность: не переходить по подозрительным ссылкам в электронной почте, социальных сетях или мессенджерах. Критически оценивайте сообщения с чрезвычайно выгодными предложениями или, наоборот, тревожные послания, особенно если вас торопят или запугивают. И помните, повышение уровня цифровой грамотности помогает значительно снизить вероятность перехода по фишинговым ссылкам».
Что делать, если ввели данные по фишинговой ссылке?
Для начала позвоните в банк по горячей линии и объясните ситуацию: когда и как были скомпрометированы данные. После этого оператор сможет заблокировать вашу карту. Еще быстрее это можно сделать самостоятельно в мобильном приложении или на официальном сайте банка.
Если на подозрительном ресурсе вы ввели логин и пароль от профиля в мессенджере, соцсети или «Госуслуг», оперативно предпримите следующие действия:
Самостоятельно смените пароль от личного кабинета.
Смените пароли в других сервисах, если они совпадают с паролем от скомпрометированного личного кабинета (важно использовать уникальные пароли для каждого отдельного сервиса).
Установите двухфакторную аутентификацию через настройки в личном кабинете. Укажите телефонный номер или другой вариант дополнительного подтверждения входа, помимо пароля.