Участились факты противоправных действий со стороны мошенников
Специалисты ФНС России обращают внимание плательщиков, что с июня 2024 года зафиксированы факты манипуляций со стороны мошенников в отношении ИП и самозанятых, использующих электронные сервисы ФНС России «Мой налог» и «Личный кабинет индивидуального предпринимателя».
Для получения доступа к данным налогоплательщика злоумышленники представляются в телефонном разговоре сотрудниками налоговых органов и предлагают провести сверку платежей — якобы соответствующий документ уже был направлен налогоплательщику — после рекомендуют с ним ознакомиться в личном кабинете или в приложении «Мой налог».
В данной мошеннической схеме плательщик не может обнаружить у себя предполагаемый документ, и ему сообщают о необходимости синхронизировать «Госуслуги» с сервисами ФНС России — назвать код из СМС, поступившего в адрес плательщика от портала «Госуслуги».
Таким образом злоумышленник получает доступ к личному кабинету на государственном портале и может оформить от имени жертвы множество микрозаймов в микрофинансовых организациях.
Обращаем внимание, что налоговые органы не имеют никакого отношения к указанным действиям. В данном случае налицо все признаки мошеннических действий с использованием вымышленных данных должностных лиц налоговых органов.
Федеральная налоговая служба просит быть бдительным при предоставлении личных данных в телефонном режиме и доводить информацию о фактах совершения мошеннических действий в правоохранительные органы.
Закон о новых мерах банков по борьбе с мошенническими переводами
Банки будут обязаны приостанавливать переводы на два дня, если информация о получателе денег содержится в базе данных Банка России о случаях и попытках мошеннических операций. В противном случае кредитной организации придется вернуть клиенту деньги в течение 30 календарных дней. Такой закон вступил в силу с 25 июля 2024 года.
Перевод будет приостанавливаться даже в том случае, когда клиент настаивает на нем или пытается совершить его повторно во время двухдневного периода охлаждения. При этом банк сообщит человеку (способ уведомления предусмотрен договором), что операция не прошла, укажет причину и срок приостановки. Но если спустя два дня клиент все-таки решит сделать перевод на этот же подозрительный счет, то банк обязан незамедлительно исполнить такое поручение и финансовую ответственность за это нести не будет.
Банки также будут приостанавливать переводы по новым признакам мошеннических операций. В этом случае надо предупредить клиента, что платеж может быть предназначен злоумышленникам. Но если человек подтверждает перевод, то банк исполнит его при отсутствии сведений о получателе денег в базе данных Банка России.
Кроме того, теперь банки обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию клиентам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег. Их платежные инструменты будут блокироваться, если при информационном обмене от правоохранительных органов поступили сведения об участии человека в мошеннической схеме.
Новые меры повысят защиту людей от действий злоумышленников. Банк России будет вести мониторинг за тем, как финансовые организации исполняют нормы закона.