Как не стать жертвой недобросовестных продавцов?

До заключения договора розничной купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю возможность наиболее подробно ознакомиться с товаром, его характеристиками, по возможности проверить его качество, особенности эксплуатации и т.д. В случае если покупателю не будет предоставлена такая информация, он вправе потребовать от продавца возмещения причиненных ему убытков ввиду отсутствия у него информации о товаре.

Покупателю необходимо знать, что любой приобретенный товар, подлежит возврату и обмену, в том же порядке, как и обычно продаваемые аналогичные товары. В частности, если непродовольственный товар надлежащего качества не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то в соответствии законом «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен в течение 14 дней, не считая дня покупки (кроме тех, что входят в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55).

Документом подтверждающим факт покупки является товарный чек. Товарный чек — это документ, подтверждающий покупку конкретного товара у конкретного продавца. Как правило, товарный чек содержит информацию о продавце, название товара, дату продажи и цену изделия. Он также содержит подпись уполномоченного лица, подтверждающую факт покупки товара.

Если продавец по какой либо причине не выдал Вам чек, не стоит расстраиваться раньше времени. На основании положений статей 18 и 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», статьи 493 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие кассового чека - не основание для отказа потребителю в возврате товара, не лишает его права ссылаться на другие доказательства покупки, в том числе на свидетельские показания.

Согласно позиции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доказательством приобретения товара может являться:

Если покупка была оплачена безналичным путем, то доказательством может служить выписка с банковского счета покупателя об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств при электронных или безналичных расчетах (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17).

Если покупатель оплатил товар наличными, выбросил бумажный чек, а электронный не получал, можно запросить в магазине поиск информации о покупке.

Также в качестве доказательства приобретения товара может служить отметки магазина в документах, связанных с покупкой: гарантийный талон, паспорт оборудования или инструкция по эксплуатации.

Свидетельские показания также могут служить доказательством покупки, например, если в момент покупки с покупателем был друг или супруг, которые могут это подтвердить.

Будьте бдительными и всегда запрашивайте чек на приобретенный товар. Не покупайте товары у продавцов, не предоставляющих гарантийный срок на покупку.

Как защитить себя от недобросовестных продавцов

Каждый день мы делаем покупки на рынке, в магазинах или заказываем товары в интернет-магазинах. К сожалению, иногда нам приходится сталкиваться с некачественными товарами и не добросовестными предпринимателями.

Что же делать в такой ситуации?

Согласно закону, у покупателя есть право вернуть товар в магазин в течение 14 дней с момента покупки. Это минимальное время, которое даётся для возврата товара.

Считается срок возврата со дня, следующего за днем покупки. Если товар купили в понедельник, отсчет 14 дней начинается со вторника.

Однако есть товары, которые не подлежат возврату: это средства личной гигиены, медицинские препараты, ювелирные украшения и нижнее бельё. Так же нельзя вернуть продовольственные товары, они принимаются к возврату только в случае брака.

С полным перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный можно ознакомится Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей".

Какие причины обмена и возврата называет закон

Товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Чем покупатель подтверждает покупку?

Бумажным или электронным чеком, а при его отсутствии — историей банковских операций, информацией по дисконтной карте, показаниями свидетелей. Когда такие доказательства есть, кассир не имеет права отказать покупателю в возврате даже при отсутствии кассового чека.

В какой срок магазин должен вернуть деньги?

На возврат оплаты за качественный товар продавцу по закону дается 3 дня. Однако неустойка за несвоевременный возврат не предусмотрена.

Как не стать жертвой недобросовестных продавцов?