7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль. Праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования до дня нынешнего имеют место быть.

В начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский (1868-1937) пишет в своей «Народной Руси»:

«В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов – в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения».

Не менее спокоен и автор «Настольной книги для священнослужителя» С. Булгаков. В его комментарии на 24 июня (7 июля) читаем: «под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне и в травах. Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы. В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей».

Казалось бы - плевелы язычества почти выкошены, а пеньки идолов в основном выкорчеваны.

Но лукавый в очередной раз подсуетился...

Время «толерантности и гуманности» на дворе и как результат - всплеск самого низкого, до элементарного уровня простого, не требующего ни ума не знаний верования вновь расцвело. Причин этого множество, но главная из них: желание получить удовольствие телесное с минимумом затраты как ума, так и сил.

Посмотрите на все роды СМИ, независимо от их политической окраски и источников финансирования, в эти июльские дни. Лишь упоминания, что православные 7 июля «отмечают» праздник Иоанна Крестителя, а далее - сплошной Иван Купала, с разбором гадательных практик, устройством и формой купальских костров, характеристикой 12 трав для венков, формы и технологии изготовления «оберегов» и тексты заговоров. Цель одна сделать из православного праздника, дня памяти и молитвы, очередное празднество похоти.

На фоне раздуваемых по знанию или незнанию «купальских торжеств» нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем двоеверии — одновременном исповедании христианства и язычества. Из древних языческих обрядов наш народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент — хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды пока не носят ярко выраженного религиозного характера. Это лишь продолжение народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов забыты, а оставшиеся — Купала, Лада, Ярило — воспринимаются большинством, как игровые персонажи.

Но помнить надобно православному, что непрекращающиеся старания лукавого придать иное значения этому дню могут кощунственно оскорбить того, кто когда то потряс сердца человеческие проповедью Покаяния.

Святой Иоанне Пророче, Крестителю Господень, моли Бога о нас!

Анатолий Зыгарь, священник Свято Петро-Павловском храма, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Подгорное и Свято - Серафимовского храма, села Широкое.