Во второй половине 1950-х континентальная Западная Европа захотела стать самостоятельным мировым игроком, а не придатком США по «плану Маршалла». Для этого ей нужны были дешёвые энергоресурсы. Но нефтяные поля мира к тому мира контролировались США и Англией. «Свободной» для Европы оставалась только нефть СССР, и она эту нефть (позднее и газ) получила. Творцом этого мегапроекта был итальянец Матеи. За это он был убит американцами, но свою миссию выполнить успел. Оскар Санчес-Сибони кратко описывает этот проект.
«Мало кто боролся с олигополией нефтяных гигантов (США и Англии – Т.) сильнее и успешнее, чем Э.Маттеи, глава итальянского государственного энергетического конгломерата Ente Nazionale Idrocarburi (ENI). Его первым шагом на пути разрушения монополистической власти нефтяных гигантов над Ближним Востоком стал подрыв принципа распределения прибыли со страной-производителем 50/50: Ирану была предложена 75%-я доля. Эта наглость означала начало конца господства западных нефтяных гигантов на Ближнем Востоке, но принесла мало прибыли ENI. Разведочные скважины, пробуренные ENI в Иране, не представляли интереса, по крайней мере с коммерческой точки зрения. Маттеи пришлось обратить внимание на другие источники дешёвой нефти на Востоке – в СССР.
В 1958 году он быстро подписал контракт на поставку нефти из Советского Союза в Италию. И вот 12 октября 1962 года наконец произошёл долгожданный прорыв: заключена сделка, принесшая ENI 12,5 млн тонн сырой нефти из СССР в течение пяти лет в обмен на 240 тыс. тонн труб большого диаметра вместе с другим трубопроводным оборудованием, дизельными двигателями и синтетическом каучуком. Это была первая крупномасштабная сделка из серии «трубы в обмен на нефть», столь значимая для будущих взаимоотношений между Советским Союзом и Западной Европой.
Американские нефтяные компании были особенно встревожены ценой нефти, которую получал СССР - при уровне 1 доллар за баррель она составляла половину от того, что нефтяные гиганты запрашивали за ближневосточную нефть (т.е. в хода такого бартера советская нефть обходилась Европе в 2 раза дешевле, чем нефть Ближнего Востока – Т.)
Нефтяные компании США тут же подали жалобу в Госдепартамент: «Намерения Энрико Маттеи использовать Россию как средство преследования и вытеснения зарубежных нефтяных интересов из Италии; развивать экспорт итальянских товаров и услуг в Россию; использовать российские дешёвые поставки в качестве трамплина для выхода на западноевропейские рынки в сочетании с желанием Италии развивать свою внешнюю торговлю угрожают поставить Италию в опасную зависимость от стран «железного занавеса».
В следующие два десятилетия эта точка зрения стала в Белом доме и Государственном департаменте преобладающей:
«Из-за советской нефти промышленники Европы могут производить продукцию с меньшими затратами. В таких условиях трудно выработать сопротивление этому импорту. Нашим аргументом должна стать опасная зависимость Европы от советской нефти».
Летом 1961 года М.Рэтбоун, председатель правления Standard Oil of New Jersey (сейчас Exxon), отправился в Северную Европу для «оценки на месте советского нефтяного экспорта» и вернулся из неё встревоженным. Он обнаружил, что «существует значительный интерес и определённое давление в пользу расширения торговли с СССР, причем в основном это давление исходит от бизнеса». Причина для этого проста: Европа обеспечивала свою безопасность, интегрируя натуральные и промышленные ресурсы в континентальном масштабе.
27 октября 1962 года вошло в историю как «чёрная суббота» - самый опасный день Карибского кризиса. В тот день упали два самолёта: самолет-разведчик U-2, пролетавший над Кубой, и частный самолёт, на котором Э.Маттеи возвращался из Сицилии в Милан. Ни одно из этих происшествий не было результатом несчастного случая. Но убийство Маттеи, однако, мало что изменило в процессе интеграции (СССР и З.Европы). Так, уже в 1965 году появился проект Трансавстрийского газопровода (TAG), по которому газ из СССР впервые напрямую поступит в Западную Европу».