Сегодня исполняется 150 лет железной дороге Станции Пришиб
Сегодня исполняется 150 лет железной дороге Станции Пришиб.
Подробную информацию публикуем в следующей публикации, которую подготовили нам специалисты Михайловского краеведческого музея.
Благодарим за профессионализм и сохранение нашей истории.
Вот уже 150 лет, как через территорию Михайловского района была проложена железная дорога. Она способствовала привлечению к торговому обороту самых отдаленных районов России. В 1870 году правительство дало разрешение инженеру – полковнику А.Струе произвести изыскания для строительства железной дороги в Таврической губернии. Железная дорога строилась в 1873-1875 годах и была сдана в эксплуатацию в конце 1875 года. По линии железной дороги стояли железнодорожные будки и казармы. В 1896 году эта дорога получила официальное название: Курско-Харьковско-Севастопольская.
Проходила только одна линия железной дороги. Вся работа проводилась на станции Пришиб. Грузы прибывали на адрес экспедиционных контор, которые каждый день отсылали их: один состав с зерном через Феодосию за границу, а два состава – сельскохозяйственные машины на север в Томск, Омск, Челябинск.
Уже 23 июня 1874 года участок железной дороги до Мелитополя был введен в эксплуатацию. На пересечении грунтовой дороги Никополь – Токмак с железнодорожным полотном за 7 верст на восток от Михайловки была построена станция – небольшой деревянный домик вокзала и разные служебные постройки. Станция имела название Михайловка. На строительстве железной дороги и сооружении станции работало немало михайловцев, а некоторые из них так и остались рабочими-железнодорожниками. Постепенно станция расстраивалась. Здесь были построены базы нефтепромышленного и торгового общества «Мазут», лесные и угольные склады, деревянные склады для хранения зерна, водокачка.
В 1880 году была открыта греческая контора по закупке хлеба «Луи Дрейфус». При конторе склады для зерна, конюшни для лошадей, навесы для повозок. В 1896 году на станции было открыто железнодорожное училище. В 1908 году немцы Грюнер и Биркле построили паровую мельницу, продукцию которой вывозили в разные районы России и за границу, главным образом в Германию. В 1912 году за свой счет собственник мельницы Грюнер построил почтовое отделение, которое до 1919 года называлось Грюнеровским.
В 1900 году станция и поселок при ней переименованы на Пришиб, на честь Пришибской волости. Строительство железной дороги на границе Михайловской и Пришибской волостей создало благоприятные условия для развития продуктивных сил Михайловской волости, которая получила выход для вывоза излишков хлеба в глубь России и за границу. Михайловка стала крупным центром торговли хлебом. Это содействовало быстрому развитию предприятий по переработке зерна – мельницы (паровые и ветряные), крупорушки, молотарки.
Условия связи сел со станцией были плохими. Грунтовые дороги в непогоду были непроезжими и лошадьми не всегда можно было доехать до станции. В ненастную погоду гужевой транспорт прекращал свою работу. От Пришиба на восток до Токмака все тянулось к Пришибу и на запад, включая Большую Белозерку. Был большой спрос на извоз пассажиров и грузов. Требовалось много грузчиков, разнорабочих, специалистов и служащих, они и оседали на Пришибе.
В 1912 году извоз пассажиров и грузов заметно сократился в связи с проведением железной дороги со станции Федоровка на Токмак, но торговых организаций не убавилось.
В первые десятилетия ХХ века станция Пришиб имела значение важного транспортного пункта, через который вывозилась сельскохозяйственная продукция северной части Мелитопольского уезда. Преобладали товары: зерно, пшеничная мука, крохмал, шерсть. Когда началась мировая война станция Пришиб превратилась на базу обеспечения армии лошадьми, повозками, продовольствием реквизированными в близлежащих селах.
Во время гражданской войны в 1919 году деревянная станция была сожжена. Заклали фундамент новой станции, но строительство не начинали. В 1936 году было построено двухъэтажное здание вокзала. В 1941 году немцы разбомбили здание вокзала, элеватор, складские и жилые помещения, подъездные пути.
С историей строительства железной дороги тесно связана история поселка Пришиб, который возник возле железнодорожной станции и вместе с ней получил название бывшего центра немецких колонистов Пришиба. Его связывала с этой станцией одна из первых в Таврии 22- верстовая шоссейная дорога. Ее строительство также способствовало увеличению товарооборота станции Пришиб.
Пришиб имеет исключение от других сел района. Пришибское общество землей не располагало, кроме усадеб до 1917 года. От станции Пришиб на восток соседями были немецкие колонисты. Они располагали свободными землями, часть которых и перешла для общества станции Пришиб и с запада получено землю от села Михайловка. Таким образом земельные массивы образовались по обеим сторонам железной дороги. Церкви своей станция не имела, поэтому ее жители были приписаны к Николаевскому приходу Михайловки.
На начало ХХ века Пришиб, оставаясь небольшим пристанционным поселком, насчитывал 17 дворов и бараков, в которых проживало 358 человек.