...

В чем же заинтересованность Китая в российско-украинской войне? На данный момент Китаю выгодно, что внимание и ресурсы США отвлечены от Тайваня и военно-политических блоков, созданных американцами в азиатско-тихоокеанском регионе для сдерживания Китая. Но я думаю, что и решение о проведении СВО в 2021 году было принято в том числе по просьбе китайского руководства.

Уже когда-то писал об этом: осенью 2021 года на юбилейном саммите ШОС в Душанбе была принята "Программа сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2022-2024 годы". Саммит проходил под впечатлением от выхода американцев из Афганистана. Участники опасались серии локальных конфликтов, которые нарушат амбициозные планы по созданию евразийского экономического пространства.

Тогда появилась мысль об увеличении военной компоненты организации - создания на базе РАТС (региональной антитеррористической структуры со штаб-квартирой в Ташкенте) единого постояннодействующего центра противодействия вызовам и угрозам безопасности членов ШОС. Понятно, без участия США, Великобритании и европейских союзников. На плечи центра ложилась функция коллективной безопасности и противодействия войнам, экстремизму и цветным революциям. Основную роль в структуре должна была играть Россия и офис организации находился бы в России. То есть экономический вес в будущем объединении имел Китай, а вот силовые функции должна была выполнять Российская Федерация.

В том же году российское руководство начинает работать над новым военно-политическим объединением. Владимир Путин проводит встречи с руководителями постсоветских стран. Они получают поддержку в подавлении сепаратистских и экстремистских движений у себя на территории. В конце сентября в степи под Оренбургом были проведены учения, в которых участвовали контингенты стран ШОС, а китайская делегация там была на особом положении. В ноябре 2021 года таджикские силовики подавили протесты в Горном Бадахшане. В январе 2022 года силами ОДКБ была проведена спецоперация в Казахстане. Потом Владимир Путин заключает договор с Ильхамом Алиевым. В 2022 году вспыхивают протесты в Каракалпакии, которые были подавлены узбекскими силовиками.

Но самая большая проблема на пути реализации евразийских проектов это Украина. Враждебные Москве Украина и Польша запирали транспортные магистрали из России и Китая в ЕС.

К украинскому государству у Китая были и свои счёты. При президенте Януковиче Китай получил в аренду на 99 лет 3 млн га на юге Украины (это 9% пахотных земель страны). Арендатором выступала одна из структур НОАК (Армии Китая). Что интересно управление землёй происходило на условиях экстерриториальности и предполагало привлечение китайской рабочей силы. Это стало известно в 2013 году, а в следующем году, как известно, президента Януковича не стало. При президенте Порошенко Китай через оффшорные формы купил запорожский завод "Мотор-Сич". В 2021 году, уже при Зеленском завод был национализирован. Сообщалось также, что деньги покупателям не вернули. То есть китайцев попросту кинули. Подобные неудачи ждали китайцев при попытке инвестировать в строительство портов на украинском побережье. Предполагалось их включить в проект "Один пояс - один путь".

Россия в случае успешного завершения СВО показывала, что может обеспечить безопасность китайских инвестиций в других странах, а также получала в новом объединении статус сопоставимый с китайским. Но СВО пошло совсем не так. Боевые попытались свернуть уже на первом этапе. Запад не давал такой возможности, плюс вводил дополнительные санкции. Но в тяжёлый момент Москве опять же оказывает поддержку Китай. Правда уже в статусе старшего партнёра. На саммите ШОС в Самарканде в 2022 году Владимир Путин выглядит не так уверенно. Но по его возвращению из Узбекистана объявляется частичная мобилизацию и на новых территориях проводятся референдумы о вступлении в состав Российской Федерации. Российское командование переходит в оборону и готовится к долгой войне.