Стойкость наших солдат, молитвы и подвиги под обстрелами: Честный рассказ бойцов, которые остановили наступление ВСУ под Пятихатками
Сидели как-то за одним столом механизатор, дальнобойщик и учитель ОБЖ. День разведчика праздновали… Это не начало анекдота, а вполне картина на одном из направлений Запорожского фронта, куда я заехал в знакомый разведбат аккурат к празднику. За столом — и контрактники, которые с разведкой давно связали свою жизнь, и мобилизованные, но уже матерые бойцы, за плечами которых месяцы тяжелой боевой работы.
Сидели как-то за одним столом механизатор, дальнобойщик и учитель ОБЖ. День разведчика праздновали… Это не начало анекдота, а вполне картина на одном из направлений Запорожского фронта
Александр КОЦ
Недавно мы передали сюда огромный гуманитарный груз, собранный на деньги читателей «Комсомолки», подписчиков моего Телеграм-канала и просто сотен и тысяч неравнодушных жителей России (в рамках проекта Народного фронта «Все для Победы»). Это и беспилотники, и мощные средства визуальной разведки, и антидроновые ружья… Парни демонстрируют посаженные с их помощью ударные камикадзе противника.
Недавно мы передали сюда огромный гуманитарный груз. Это и беспилотники, и мощные средства визуальной разведки, и антидроновые ружья…
Александр КОЦ
- Как лето-то провели? - спрашиваю друзей, с которыми мы виделись еще в апреле.
- Сочинение на тему… - смеются они.
И наперебой выдают истории рутинных боевых будней: кто-то чудом уцелел во время обстрела, который длился сутки. У кого-то граната прилетела прямо в ноги и не взорвалась. Кто-то в отпуск съездил и сделал предложение.
- А вот «Хорс» у нас — герой. В одиночку остановил наступление под Пятихатками! (название этой деревни все лето было в топе самых жарких новостей военных сводок. - Ред.)
На наши позиции двинулась колонна вражеской техники. Ее засекли с воздуха…
«Хорс»
Александр КОЦ
- Получили от группы беспилотников информацию, что противник движется через Пятихатки на Жеребянки. Оперативно развернули противотанковую установку «Корнет». Первая цель — БМП-2. У нас маленечко там заминка произошла с ракетой, противник это заметил и хотел скрыться. Но мы не растерялись, быстро перезарядили и цель отработали успешно. Со всем десантом внутри их сожгли. Вторая цель была через 30 минут. Тоже зашла броня, видимо, эвакуация. Они пытались на очень большой скорости уйти от нас. Но у нас участок подготовленный по секторам - выбрал место и сжег. Кстати, это была иностранная техника. Кажется, британская. А во втором их «наступе» уже шли четыре танка. Это самое эпичное противостояние, когда на тебя ствол смотрит.
- Что при этом чувствуешь?
- Просто выполняю свою работу. Но волнение, конечно, есть. В любую секунду нас могут растворить, мы цель номер один. Противник закидал все дымами, прямой видимости нет, арта долбит, но подбили два танка. Практически интуитивно, прорисовывая в голове местность сквозь дым.
За уничтожение техники «Хорс» был удостоен ордена Мужества.
Александр КОЦ
За уничтожение техники «Хорс» был удостоен ордена Мужества. Чуть позже в близком бою он получил ранение. Противник без техники подошел практически вплотную. Стрелковый бой продолжался минут 40, наплывами, две штурмовые группы пытались продавить позиции наших разведчиков, обходили с флангов. Спасло только заранее продуманное дистанционное минирование. Подпустили противника поближе, замкнули мины МОН-100, после чего оппоненты потеряли всякий интерес к дальнейшему штурму и откатились. «Хорс» получил ранение плеча, два месяца восстанавливался, соскучился по своим и буквально сбежал на фронт.
«Малыш»
Александр КОЦ
- Александр, а помните, у вас в июле видео было, в котором БМП без гусеницы наворачивает круги по полю, а по ней работает артиллерия? - подходит боец с позывным «Малыш» - 115 килограммов молодецкой удали.
Еще бы не помнить. Миллионы просмотров, стальные нервы водителя-механика той БМП поразили всех. На кадрах одна «бэха» забирает с позиций трех тяжело раненых, но теряет одну гусеницу. Чтобы не попасть под огонь вражеской артиллерии, водитель колесит на катках по открытому полю. Вокруг взрываются снаряды.
«Я отстрелял по полной, не могу вас ничем поддержать, — слышен голос артиллериста за кадром. И это, пожалуй, самые щемящие слова радиообмена.
На подмогу подлетает еще одна «бэха», но, попав под артогонь, уезжает на другой конец поля. Затем возвращается, машины встречаются в центре поля и тут же попадают под массированный обстрел. Оператору БПЛА, наблюдающему за этой драмой, даже кажется, что всё…
Но вдруг наблюдатели видят движение. Не обращая внимание на близкие разрывы, герои перегружают раненых.
- Так «бэхой» без гусеницы управлял я, — скромно улыбается «Малыш». - Приехал на эвакуацию, загрузил трех тяжелых, в балке прилетел миномет, порвал «гусянку» (гусеницу. - Ред.) немножко. Около часа вот так крутились на одной «гусянке». Других вариантов не было. Обычно в таких случаях бросаешь машину — и в укрытие. Но раненых же не бросишь... Мне один из них с брони по связи подсказывал, где разрыв, чтоб я уходил в другую сторону.
Александр КОЦ
- В те минуты ты понимаешь, что тебе не уехать, что ты можешь только наворачивать круги по полю. На что ты надеялся? О чем думал?
- Если честно, читал молитвы. Может, это спасло. А, может, это уже как умение, профессионализм. Потом приехал товарищ на другой БМП. Перегрузка была нелегкая. Помогали все.
- По видеосъемке видно, что в этот момент прям рядом прилет.
- Это не чувствуешь, когда на адреналине. А так на одном месте засиделись малеха. Но ничего, и парадом по Киеву пройдем скоро. Пусть ждут.
Александр КОЦ
Парни рассказывают, что первый месяц украинского «контрнаступа» было тяжко — враг пер, не жалея своих. За счет чего выстояли?
- За счет стойкости русского солдата, — не задумываясь отвечает мне командир группы беспилотников с позывным «Мотор».
Вообще-то, когда мы с ним познакомились, он был артиллеристом, о котором на фронте ходили легенды. На 120-миллиметровом миномете и пушке «Рапира» ему не было равных, в паре с беспилотником работал просто ювелирно. Но в какой-то момент решил, что еще больше пользы будет, если в батальоне появится целое отделение БПЛА. Командование идею поддержало, и все лето «Мотор» с бойцами просидел в подвале, откуда и управлял воздушной разведкой.
С заходом солнца мы со сменой выдвигаемся на его пункт управления. За несколько километров выключаем фары, двигаясь по полевым и лесным дорогам.
«Мотор»
Александр КОЦ
- FPV (дроны визуальной реальности. - Ред.), «Ланцеты» (беспилотники-камикадзе. - Ред.), «Вихри» (противотанковые ракеты на вертолетах. - Ред.), это все потом появилось, а первые страшные бои - это реально была стойкость солдат, — настаивает он. - Потом мы уже увидели постепенно, как наши эволюционируют. К 30 июня противник уже не мог даже шевельнуться в окрестностях Пятихаток, в Степовом. Не было ни одного движения, ни одного его маневра, который бы сразу не передавался на огневые позиции.
Забегаем в добротный просторный подвал. До противника — всего ничего. Но за пять месяцев он так и не смог вскрыть эту точку. Группа БПЛА отдельного разведбата «заточена» под контрбатарейную борьбу. Наблюдательные пункты на переднем крае передают им азимут «выходов» вражеской артиллерии. Разведчики определяют квадрат и поднимают туда дрон. Находят орудие, передают координаты на огневую позицию и в режиме онлайн корректируют огонь.
- Видели мы и подвиг наших танкистов, когда Пятихатки уже, по сути, были заняты. Но при этом передают по станциям: наблюдаем три единицы техники. Мы уже собираемся передавать ее координаты. А тут выходят на связь с пункта управления разведки и говорят, что техника наша. Танкисты залетают на асфальт и просто подряд начинают выкашивать каждый дом, в котором сидели укропы, в наглую, с ходу, прямой наводкой работают. Сделали свое дело, уходят обратно. При этом их накрыли «Градом» по дороге. Мы видим – все в пыли, все в дыму. Но ребята едут дальше. Это видео потом попало с экшн-камеры противника: «Браво-Чарли, Чарли, я и Ибрагим-300».
Забегаем в добротный просторный подвал. До противника — всего ничего. Но за пять месяцев он так и не смог вскрыть эту точку.
Александр КОЦ
- А сейчас какая ситуация на этом направлении?
- Стало скучно. У нас тут даже какое-то разочарование в противнике. Вот на Работино, я там не был, к сожалению... Но я даже не представляю, что там происходило.
- Почему – к сожалению?
- Потому что всегда хочется на самом активном участке быть. Поэтому, когда здесь наступает затишье, ты понимаешь, что где-то бои идут без тебя.
- Украинский главком Залужный говорит, что бои зашли в позиционный тупик…
- А сейчас ситуация такая - кто проявит разумную инициативу, тот и пойдет вперед. Их ход сделан, мяч теперь на нашей стороне. Мы посмотрели, как они попытались. Теперь надо учесть их ошибки и идти вперед самим. Не надо наступать на их грабли ни в коем случае.