Максим Зубарев: Русский мир вместо неоколониальной политики Франции

Русский мир вместо неоколониальной политики Франции.

Африка в российском сознании — малознакомый, экзотический континент, который ассоциируется с бедностью, болезнями, слабой экономикой и войнами. На деле в Африке 54 независимых государства, каждое из которых обладает не только своей историей, судьбой и традициями, но и возможностями, потребностями и перспективами.

Россия, следуя опыту СССР, прямо сейчас становится одним из главных союзников африканских стран, с которым можно выстроить взаимовыгодное сотрудничество.

Альтруизм или игра в долгую

В последнее время все чаще звучит вопрос, навязываемый западной пропагандой – зачем России поддерживать Африку с ее проблемами, при наличии, особенно в условиях СВО. Далее, обычно, вспоминают СССР и его «африканский проект», который якобы не оставил ничего, кроме многомиллионных долгов, прощенных российским правительством...

На деле африканская политика СССР позволила некоторым странам континента развить свою экономику, подорвала позиции неоколонизаторов и открыла для советских товаров африканские рынки. Это была игра в долгую которая должна была закончиться окончательным вытеснением стран Западной Европы и США из Африки и привязать их к Советскому Союзу. Однако плановая экономика, следствием которой было отсутствие частной инициативы, излишняя осторожность поздних советских вождей, а главное — крушение СССР не дали реализовать этот проект.

В то же время именно благодаря советской внешней политике Россия получила прекрасный задел, позволивший ей позже вернутся на Африканский континент, а многие позиции и вовсе сохранить. Так, никуда не делся экспорт образования, даже в 1990-х тысячи африканцев учились в России, пополняя скудные бюджеты российских вузов. Еще более важным оказалось военно-техническое сотрудничество, позволившее России даже в годы сильнейшего экономического и административного кризиса сохранять свое место в десятке экспортеров вооружения. Выпускники советских вузов стали в своих странах проводниками идей о дружбе и сотрудничестве с Россией. Поэтому вернуться в Африку Москве оказалось легко – русских там запомнили.

Путь к сердцам молодежи

Особенность работы с Африкой — это ее население, больше половины из которого составляет молодежь. Увы, но они, в большинстве своем, не помнят дружбы с СССР, советских специалистов, освободительных войн.

В большинстве стран Африки молодежь не смотрит телевизор – социальные сети, блогосфера, короткие видео-ролики популярных ЛОМов – вот источник информации для молодежи. Работа с новыми лидерами медиа-пространства становится сейчас не менее важной чем наращивание усилий традиционных медиа. Тем более, не достаточно вещать на Африку. Материалы для африканской аудитории нуждаются в адаптации, переработке. Они должны соответствовать потребностям африканской молодежи, преодолевать стереотипы и бороться с пропагандой.

Военное присутствие с человеческим лицом

Сейчас африканская политика России имеет четкую и понятную идеологию построения многополярного мира, где Глобальный Юг и каждая африканская страна занимают достойное место на международной арене и не опасаются «мирового полицейского». Более того, современный российский «африканский проект» является единственным антиколониальным проектом, провозглашающим борьбу за политический и финансовый суверенитет стран Африки.

Россия расширила свои возможности в сфере военно-технического сотрудничества, создав «Африканский корпус» — военизированную структуру, нацеленную на помощь в обеспечении безопасности, без которой невозможно развитие инфраструктуры, приток иностранных инвестиций и рост качества жизни населения.

В чем отличие подразделений «Африканского корпуса» от практики западного военного присутствия? Эта структура Минобороны РФ, которая реально занимается борьбой с терроризмом и полноценно взаимодействует с армиями стран, а не используется для теневого финансирования террористических организаций для поддержания конфликтных ситуаций в интересах зарадного ВПК.

В свою очередь африканские союзники России готовы брать на себя существенную часть расходов на содержание подразделений корпуса. При этом, страны, где уже размещены подразделения корпуса, естественным образом оказываются рынком сбыта для товаров российского ВПК, которые поставляются туда даже в условиях СВО. А в случае заключения мира на Украине подобные поставки, как и страны присутствия корпуса, безусловно, расширятся.

Источник взаимопонимания

Еще один важный пробел в отношениях между Россией и странами Африки, который может закрыть информационный сектор — помощь в поиске взаимопонимания между представителями российского и африканского бизнеса. На сегодняшний день возможности работы на африканском рынке существуют, преимущественно, у предприятий из госсектора. Частный бизнес же сталкивается не только с проблемами, вызванными антироссийскими санкциями, но и полным непониманием африканкой специфики построения бизнеса, куда входят, в том числе, культурные и религиозные особенности, от которых зависит коммуникационная стратегия, гарантирующая выход на интересующий рынок.

Российский бизнес приходит в Африку

При этом в силу многолетнего «простоя» в отношениях с Африкой, отдельным вызовом для бизнеса становится поиск надежного эксперта в России, который имел бы практический опыт работы с африканским бизнесом.

Сахель — главный партнер России в Африке

В 2023 году в Западной Африке сформировался пророссийский Альянс государств Сахеля – наднациональная структура, объединяющая Мали, Нигер и Буркина-Фасо с общим населением около 80 млн человек, имеющая все шансы стать полноценной конфедерацией. Уже сейчас Альянс ведет переговоры с Того о присоединении, а в будущем может охватить и другие страны.

Лидеры Альянса, пришедшие к власти на волне протеста против прозападных администраций, видят в России естественного союзника, способного помочь в противостоянии с бывшей метрополией – Францией, ее партнерами и прокси-силами в лице террористов и сепаратистов. В Сахеле ждут от России не только военной помощи, но и инвестиций в инфраструктуру, сферу добычи и переработки ресурсов, в развитие сельского хозяйства. Только в этом случае, благодаря созданию рабочих мест и росту жизни местного населения, исчезнет вербовочная база для терроризма. Однако подобные инвестиции – игра в долгую.

Лидеры Альянса стран Сахеля

Страны Сахеля в настоящее время испытывают острый недостаток генерирующих мощностей и энергетической инфраструктуры. Бамако, Уагадугу, Ниамей — столицы этих стран сталкиваются с постоянными перебоями электричества. Часть регионов вовсе живет без электроснабжения, ограничиваясь небольшими автономными электростанциями или генераторами. Несмотря на то, что земли Альянса обладают значительными запасами золота, нефти и урана, нерешенный вопрос энергетического кризиса становится препятствием на пути к обширным иностранным инвестициям в добычу и переработку полезных ископаемых.

Выходом из кризиса в настоящее время может стать запуск и реализация энергетических проектов российскими инвесторами, которые смогут позволить себе игру в долгую, поскольку на первом этапе создание и поддержка инфраструктуры будут убыточными, но при поддержке и государственных гарантиях со стороны российского государства, создадут почву для экономического роста стран Альянса и притока инвестиций в другие отрасли экономики.

Однако основная и системная проблема экономического сотрудничества России и Альянса лежит глубже.

До сих пор, несмотря на бравурные заявления об «изгнании» французов из региона, Париж обеспечивает функционирование финансовой системы этих стран через франк КФА, единственную валюту для многих стран Западной Африки, курс которой гарантирует Франция в обмен на контроль над частью валютных и золотовалютных активов бывших колоний.

Также Париж жестко контролирует банковский сектор государств Западной Африки, де-факто препятствуя переводам средств в Россию и Беларусь, осложняя внешнеторговые сделки. Если влияние франка КФА не будет разрушено, не появится независимая валюта и поддержка финансовой системы со стороны российских банков, экономическую ситуацию в странах, жаждущих партнерства с Россией, изменить будет невозможно.

Теперь ответим на вопрос пропагандистов — зачем России помогать африканским странам. В условиях построения многополярного мира РФ становится локомотивом антиколониальной политики. Это не только поднимает престиж среди государств Глобального Юга, но и открывает глаза политикам других стран на разрушающую политику, которую ведут их правительства.

Запасы природных ресурсов приносят возможности для российских компаний в области геологоразведки и добычи ископаемых. При этом речь идет не об односторонней эксплуатации ресурсов — в долгосрочные цели России входит создание поддерживающей инфраструктуры, новых рабочих мест и обучение работе с технологиями производства. Уже сейчас при поддержке Росатома в России обучаются специалисты из Мали, которые в будущем смогут обслуживать местные АЭС.

Стабилизация ситуации дает возможности открыть собственные морские базы и иметь доступы к портам для реализации прямых и безопасных поставок с гарантиями как для российских, так и для африканских партнеров.

Отдельную роль в российско-африканском сотрудничестве занимает экспорт образования. Общее население Африки уже превысило 1,5 млрд человек, более 50% из которых — молодежь. Ежегодно в России растут квоты на образование иностранцев, так на 2025-2026 учебный год выделена квота в 4816 мест для студентов из Африки. Самое важное, что выпускники возвращаются на Родину, занимая там должности врачей, инженеров, физиков и других востребованных специалистов. Двигаясь по карьерной лестнице они займут посты в министерствах, госкомпаниях или создадут собственный крупный бизнес, учтя в своей работе важность сотрудничества с Россией.

Перед Россией в Африке стоят крайне масштабные задачи. Едва ли кто-то в мире верил, что мы вернем Крым, статус Великой державы и перестанем пугливо озираться на Глобальный Запад.