Не исключено, что утрата собственного сельского хозяйства страны, снова ударит по кошелькам простых украинцев. Во-первых, из-за дефицита своей продукции. Во-вторых, из-за высоких цен на импорт.
Как известно, на рынках Украины за последний год появилось много польских, болгарских, румынских, египетских и израильских продуктов. В мае украинские СМИ фиксировали, что в целом сельхозпродукция стала дороже на 30-35%. И связывают это ещё и с тем, что затраты на посевную кампанию в этом году выросла в цене на 40-50%.
Такая ситуация касается не только овощей и фруктов, но и ягод. Потеряв часть Запорожской области, где располагается до 480 га садов черешни, Украина вынуждена сейчас закупать ягоду у Испании. Теперь кило черешни на украинских рынках продается по цене от 800 до 1200 гривен (от 1700 до 2600 рублей). Не будет больше и дешёвых арбузов, так как 94% Херсонской области, где они выращивались, затопило.
И это вдобавок к тому, что и так десятки тысяч гектаров полей в Херсонской, Запорожской, Днепровской и Харьковской областях покрыты воронками, завалены обломками и подбитой техникой. Большое количество территорий просто заминированы украинским военными.
Например, в Харьковской области работа сельхозтехники местами просто невозможна из-за высокого риска нарваться на противотанковую мину. Зафиксированы десятки случаев, когда трактористы и комбайнёры после работы отправлялись в больницу.
Урожай в этом году может оказаться ещё меньше, чем в прошлом. В то время, как киевским властям нужно ещё и активно продавать зерно. О ситуации с сельским хозяйством Украины «МК» поговорил с политологом и экономистом Александром Дудчаком.
- Хватит ли в этом году украинцам урожая?
- Для того, чтобы прокормить самих украинцев, зерна достаточно. С учётом того, сколько людей уехало, сейчас на территории, подконтрольной Киеву, осталось не более 20 млн человек. Своих ресурсов хватит.
С другой стороны, цены в такой ситуации не могут не вырасти. Если цены на топливо там пока каким-то образом держат, хоть и есть рост, то здесь так не получится. Вдобавок есть проблема удобрений, поскольку свою химическую промышленность Украина давно похоронила, а импортное удобрение стоит недёшево.
- Будет ли киевский режим пытаться как-то решить эту проблему?
- То, что из оборота выпали огромные территории, сделано умышленно. Нынешняя украинская власть - это ширма, за которой против России ведут борьбу несколько десятков стран, подконтрольных Вашингтону. Даже пенсионеров и бюджетников там перевели на внешнее ресурсы. Так что они могут только выполнить приказ по подрыву ещё каких-нибудь других дамб.
Уходя с земли, а им всё равно рано или поздно придётся уходить, они будут оставлять загаженную землю, непригодную для использования на долгие годы. У них такая политика.
«Потеря 1 млн гектар - это очень много. Они собирают 30-40 центнера с га. Таким образом, потеряны будут миллионы тонн. Напомню, что каждая шестая тонна зерна на мировом рынке — украинская», - отметил в беседе с «МК» политолог Андрей Суздальцев
Кроме того, по словам эксперта, ситуацию усугубляет наличие множества других проблем. «Во-первых, самые плодородные земли отошли к России. Собирают урожай, конечно, и в Одесской, и в Николаевской областях, но этого мало. Во-вторых, из-за боевых действий огромные площади пшеницы сейчас горят.
Третья проблема касается финансирования. Фермерские хозяйства, предприятия и агрохолдинги берут кредиты - на топливо, на зерно, на удобрение. При этом у них нет проблем с техникой, потому что им завозят из-за границы. Но кредитования там практически нет. Кроме денег ещё и не хватает кадров. Многих специалистов-аграрников забрали в армию», - рассказал Суздальцев.
По его словам, поэтому Украине точно не следует жать урожайности предыдущих лет. «Не ожидается такого урожая как в 2021 году, и даже как в 2022-м. О точных цифрах сказать сложно, потому что украинские власти врут и реальные цифры не называют, но будет гораздо хуже.
От голода они умирать не начнут, здесь вопрос скорее в снижении уровня экспорта. Цены на внутреннем рынке вырастут, но не сильно. Как показывает ситуация, пищевая отрасль остаётся пока наиболее стабильной в украинской экономике» - считает политолог.